Стратегия

Основные предпосылки формирования стратегии FESCO с 2023 по 2028 год

Макросреда

Мировая экономика
  • Замедление глобального экономического роста в 2023 году до 3,2 % и сохранение показателя на данном уровне в 2024 году.
  • Средний темп роста мирового валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 3,0 % до 2028 года.
  • Снижение темпов мировой торговли из‑за высокого уровня инфляции и смещения спроса с товаров обратно на услуги, как было до 2020 года.
  • В долгосрочной перспективе экономики Азии и Африки по темпам роста будут превышать экономики Европы и Америки.
  • Ожидается появление новых лидеров по темпам роста экономики в Азии – Индия, Юго‑Восточная Азия.
  • Повышение уровня высокой неопределенности на мировых рынках из‑за геополитической напряженности на Украине и Ближнем Востоке.
на  0,3 п. п.
до 3,2 % повышен прогноз мировой экономики в 2024 году
1,43 млрд человек
против 1,42 млрд человек. Население Индии в 2023 году превысило население Китая
4,6 %
прогноз замедления роста экономики Китая в 2024 году из‑за изменения приоритетов в модели развития экономического сектора страны
Российская экономика
  • В 2024 году ожидается замедление роста ВВП России до 2,1 % из‑за санкций на российский экспорт и замедления роста мировой экономики.
  • В перспективе до 2028 года ожидается рост ВВП в диапазоне от 2,1 до 2,4 %, что будет ниже среднемирового уровня.
  • Основным драйвером роста экономики России станут потребительский спрос и процесс импортозамещения иностранных товаров и компонентов.
  • Восстановление роста физических объемов российского экспорта в 2024 году и его сохранение в последующем будут происходить вместе с преодолением временных санкционных барьеров, а также выходом на новые внешние рынки сбыта.
  • Усиление интеграции российско‑ китайских отношений.
  • Расширение сотрудничества со странами БРИКС.
32 %
доля Китая во внешней торговле России в 2023 году
69 %
доля Китая в контейнерообороте России по итогам 2023 года

Прогноз экономики России имеет различные оценки:

  • Центральный банк Российской Федерации: +2,1 % в 2024 году, +1,7 % в 2025 году;
  • World Bank: +3,2 % в 2024 году, +1,8 % в 2025 году
Долгосрочные тренды в контейнерной логистике
  • Российские компании будут наращивать активы в интермодальной цепочке.
  • Сохранение высокой нагрузки на логистическую инфраструктуру на восточном направлении.
  • Рост логистических издержек, связанных с открытием новых логистических маршрутов.
  • Рост распространения электронной логистики.
  • Внедрение собственных ИТ‑решений для более глубокой интеграции с клиентом.
  • Усиление роли электронных площадок и логистических маркетплейсов.

Устойчивое развитие

  • Рост требований по соблюдению принципов устойчивого развития со стороны клиентов и агентов.
  • Отслеживание экологических требований и создание сервисов, максимально им соответствующих.
  • Стимулирование изменений для соответствия принципам устойчивого развития по всей цепочке поставок.
Мировой контейнерный рынок
  • Мировой контейнерный рынок имеет высокую корреляцию с мировым ВВП и будет расти в среднем на 2,5 % ежегодно.
  • В начале 2023 года мировой рынок цепочек поставок стабилизировался, однако в IV квартале 2023 года ситуация ухудшилась в связи с конфликтом в Красном море и изменением маршрута на трейдах Восток – Запад, а также из‑за засухи в Панамском канале.
  • Но фоне слабой динамики мировой экономики ожидается профицит предложения судов и контейнеров.
  • Мировые ставки фрахта и тайм‑чартера судов сохранят тенденцию к замедлению и приблизятся к уровню немного выше допандемийного ввиду низкого спроса и растущих избыточных мощностей на контейнерном рынке.
  • Глобальное внедрение ESG‑стратегии будет оказывать дополнительное давление на региональных перевозчиков, не имеющих достаточно ресурсов для перехода на более экологичные контейнеровозы.
Российский контейнерный рынок
  • После возобновления роста контейнерного рынка России в 2023 году ожидается дальнейший умеренный рост в среднем на 4 % ежегодно до 2028 года.
  • Курс на выстраивание логистических цепочек на собственных активах будет активно поддерживаться российскими операторами.
  • Усиление нагрузки на инфраструктуру на востоке России остается главным сдерживающим фактором роста экспорта.
  • Ожидается, что контейнерный транзит в ближайшие четыре года не восстановится до уровня 2021 года.
  • В 2023 году наблюдалось частичное восстановление логистических маршрутов через порты Северо‑Западного федерального округа. Ожидается дальнейшее восстановление рынка.
  • Экспорт будет основным драйвером развития контейнерного рынка Российской Федерации в среднесрочной перспективе за счет развития новых маршрутов в дружественные страны России, в то время как доля импорта Российской Федерации будет снижаться.
  • В 2023 году экспортный поток России переключился с Европы на дружественные страны.
  • Транзитный поток из Кореи и Японии сократился в 2023 году, однако транзит из Беларуси в страны СНГ через Россию значительно вырос (ключевой груз – минеральные удобрения).
  • Базовая индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры в 2023 году оценивается на уровне 8,7 %, в 2024 году – 7,6 %, в 2025 году – 5,2 %.
на  17,5 %
вырос контейнерный рынок России в 2023 году по отношению к предыдущему году
26 %
составила доля экспорта в 2023 году, к 2028 году доля увеличится до 30 %
11 %
доля транзита в контейнерном рынке России в 2023 году

Стратегия

Ключевыми факторами, оказывающими влияние на реализацию стратегии Группы FESCO, являются продолжающиеся рост санкционных ограничений, развитие торговых отношений со странами Азии и Африки, а также вхождение FESCO в состав Госкорпорации «Росатом».

Определение целевого рынка

Юго‑Восточная Азия, Индия, Ближний Восток, страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Африка и Латинская Америка – целевой рынок развития FESCO.

Факторы, определяющие потенциальные рынки для Компании:

  • традиционно сильные позиции FESCO на рынках Юго‑Восточной Азии и Черноморского и Средиземноморского бассейнов;
  • рост экономик Китая, Индии, стран Юго‑Восточной Азии и Африки;
  • усиление фокуса России на азиатские рынки и рынок стран Африки;
  • реализуемые и запланированные проекты Госкорпорации «Росатом» в Евразии и Африке;
  • сильный бренд FESCO в Евразии;
  • развитие Трансарктического транспортного коридора;
  • развитие торговли России со странами Центральной Азии – Узбекистаном и Казахстаном – и Ближнего Востока – Египтом и Турцией.

Миссия, видение, ценности

Цель

Развитие международной экспансии с наращиванием присутствия российских игроков в дружественных странах.

Видение

Фокус на клиенте и его потребностях.

Определение целевого рынка

Основные принципы

Процессы

Для лучшего кросс‑функционального и внутригруппового взаимодействия Компания непрерывно улучшает бизнес‑процессы через редизайн производственных систем и с помощью методов бережливого производства.

Показатели качества работы являются частью внутренней системы мотивации. Постоянное развитие системы позволяет нам формировать цифровые решения и улучшать качество сервисов, удовлетворяя растущие потребности рынка. Компания инвестирует средства в автоматизацию своих бизнес‑процессов, что создаст дополнительный экономический эффект на стратегическом горизонте планирования.

Стратегической инициативой Компании в части улучшения процессов являются следующие проекты:

Service Excellence,
цель которого – повышение качества клиентского сервиса;

онлайн‑сервисы FESCO,
которые позволяют оформить заявку на перевозку и получить информацию о перевозке в режиме 24/7.

Активы и надежная сеть поставщиков

Наши активы являются надежным фундаментом логистики наших клиентов.

FESCO последовательно:

  • наращивает, модернизирует и оптимизирует флот;
  • оптимизирует парк железнодорожного подвижного состава;
  • наращивает парк фитинговых платформ, чтобы сохранить долю на рынке железнодорожных контейнерных перевозок и снизить зависимость от волатильности на рынке контейнерных перевозок, а также сохранить значимое присутствие в данном сегменте рынка;
  • развивает собственные перевалочные мощности;
  • планирует расширять и оптимизировать терминальную сеть во всех регионах Российской Федерации и за ее пределами.

В рамках взаимодействия логистических активов в Госкорпорации «Росатом» планируется использование активов FESCO, включая имеющуюся инфраструктуру, с целью максимизации ее загрузки в рамках интересов всей группы Госкорпорации «Росатом».

Решения

Важным элементом нашей стратегии является расширение портфеля услуг. Мы стремимся оказывать комплексные услуги с добавленной стоимостью, которые позволяют клиентам передавать на аутсорсинг логистическое сопровождение операций.

Такие услуги включают:

  • мультимодальные перевозки;
  • таможенное оформление;
  • складские операции, ответственное хранение и кросс‑докинг;
  • перевозки сборных грузов в контейнерах LCLОт англ. Less Than Container Loaded — неполная загрузка контейнера..

Мы развиваем проектную логистику, которая позволяет использовать опыт перевозок проектных грузов и выстраивать долгосрочные отношения с EPC‑подрядчиками и прямыми заказчиками.

Люди

Люди FESCO являются сердцем Компании. Мы стремимся к тому, чтобы у них были инструменты и условия для того, чтобы они работали наилучшим образом. Набор и удержание талантов остаются ключом к успеху FESCO.

Параллельно FESCO на постоянной основе взаимодействует с ведущими профильными вузами страны с целью создания максимально комфортного климата для развития будущих кадров Компании.

Основные стратегические направления развития

Ключевые принципы, закладываемые в основу стратегического развития FESCO до 2028 года, должны соответствовать ключевым задачам Госкорпорации «Росатом» в транспортном сегменте.

Основные стратегические направления развития

Это в том числе участие Группы FESCO в реализации задач по развитию новых транспортных коридоров, а также получение дополнительной синергии от реализации взаимодействия с другими транспортными активами, входящими в Госкорпорацию «Росатом», включая активы Группы «Дело».

Развитие терминальной сети в регионах присутствия

FESCO формирует опорную сеть контейнерных терминалов и логистических парков для усиления присутствия в регионах России и СНГ, повышения качества сервиса и предложения высокомаржинальных продуктов.

Ключевыми направлениями внутри страны являются Дальний Восток, Сибирь, Урал, Москва, северо‑западные регионы, а также пограничные переходы и Республика Казахстан.

Принятие инвестиционных решений по реализации проектов будет приниматься с учетом имеющейся инфраструктуры или проектов в высокой степени готовности, входящих в Госкорпорацию «Росатом».

Развитие стивидорных активов FESCO – ВМТП и Терминал ФЕСКО Гайдамак

Ожидание усиления тенденций перетока спроса с европейских товаров на азиатские оправдало себя. Основными точками входа для азиатских товаров останутся порты Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы с Россией.

Помимо импортных контейнерных и транзитных потоков, до 2030 года планируется рост экспорта за счет ввода крупных новых производств в России, ориентированных на азиатский рынок.

С учетом планов по сохранению лидерства ВМТП на российском рынке и рынке Дальнего Востока России необходимо увеличение мощностей порта Владивосток.

Принятая программа развития ВМТП до 2028 года предполагает:

  • сохранение лидерства ВМТП по контейнерообороту среди стивидорных компаний России и Дальнего Востока страны;
  • поддержание загрузки ВМТП на уровне 80–90 %;
  • комплекс мероприятий по увеличению мощностей ВМТП до 1,2 млн TEU к 2028 году.

Программа развития Терминала ФЕСКО Гайдамак предполагает развитие терминальных мощностей по перевалке генеральных и тарно‑штучных грузов, а также оптимизации структуры мощности компании.

Развитие морского сегмента

Основными стратегическими задачами морского сегмента FESCO являются:

  • сохранение лидерства на Дальнем Востоке России в каботажных и внешнеторговых сервисах;
  • увеличение объемов перевозок морскими сервисами;
  • рост доли новой географии и бизнесов до 32 % в общем объеме морских сервисов FESCO;
  • повышение эффективности использования флота и достижение среднего возраста судов 15 лет.

Геоэкспансия

FESCO благодаря качественным логистическим решениям на ключевых направлениях расширяет географию бизнеса, проецирует имеющийся опыт и набор компетенций на новые регионы.

Турция

Товарооборот между Турцией и Россией в 2023 году достиг 56 млрд долл. США, что близко к рекордным показателям 2022 года.

Ожидается, что к 2027 году объем контейнерного рынка может составить
400 тыс. TEU

Юго‑Восточная Азия

Объем торговли между Россией и Вьетнамом в 2023 году составил 3,6 млрд долл. США, показав рост на 2,3 % после спада в 2022 году.

Целевой товарооборот к 2025 году должен составить
10 млрд долл. США

Перестройка логистических маршрутов между Юго‑Восточной Азией и Россией и, как следствие, рост перевозок через Дальний Восток России увеличивают потенциал экспансии FESCO на рынки Юго‑Восточной Азии.

Африка

Африканские страны – одни из самых быстрорастущих торговых партнеров России.

>40 к 2022 году %
рост внешней торговли по итогам 2023 года

Лидером по объему товарооборота с Россией среди африканских стран стал Египет. За ним – Алжир, Марокко, Тунис и Ливия.

Индия

65 х1,8 к 2022 году млрд долл. США
товарооборот между Россией и Индией в 2023 году

В результате Россия стала четвертым крупнейшим торговым партнером Индии и вторым импортером после Китая. Ожидается, что развитие транспортного коридора «Север – Юг» станет дополнительным импульсом для развития внешней торговли между Россией и Индией.

СНГ (Узбекистан и Казахстан)

9,8 +5,3 % к 2022 году  млрд долл. США
внешняя торговля между Россией и Узбекистаном в 2023 году

Товарооборот с Казахстаном по итогам 2023 года остался на уровне 2022 года, составив 26 млрд долл. США. Страны СНГ остаются значимым торговым партнером России.

Рост доли продаж услуг с добавленной стоимостью

Развитие SCMОт англ. Supply Chain Management — управление цепочкой поставок.‑сервисов и проектной логистики.

Укрепление рыночных позиций

FESCO при реализации стратегии планирует использование возможности синергии в рамках транспортных подразделений Госкорпорации «Росатом».

Инструменты экспансии:

  • формирование продуктовой линейки в странах с фокусом на Россию;
  • работа через агента/представителя;
  • формирование собственного офиса и партнерство с местными операторами;
  • постановка активов (собственные суда, терминалы).

Риски

Реализация долгосрочных планов FESCO и достижение целевых индикаторов сопряжены с различными рисками, часть из которых выходит за рамки контроля Компании.

Реализация рисков может привести к фактическим событиям, которые значительно отличаются от изложенных выше ожиданий.

Риски
Макроэкономика
  • Экономический спад, например вызванный геополитическими событиями или пандемией;
  • протекционистские государственные меры;
  • снижение объемов рынка и цен.
ИТ‑система и технологии
  • Развитие собственных информационных систем, удовлетворяющих потребностям рынка;
  • создание маркетплейсов.
Коммерческие инструменты
  • Поддержание уровня культуры продаж;
  • сохранение высокого качества сервиса.
Комплаенс
  • Регулирование, касающееся налогообложения, таможни, НДС, конфиденциальности данных;
  • антимонопольное законодательство;
  • санкционная политика.
M&A и неудачи интеграции
  • Неудачная интеграция;
  • неполная реализация синергии;
  • высокие затраты;
  • отсутствие экономии.
Инфраструктурные ограничения
  • Ограничения на сети ОАО «РЖД»;
  • задержка сроков расшивки узких мест на железной дороге.
Удержание и привлечение сотрудников
  • Зависимость от высококвалифицированных управленческих команд и сотрудников с технической и операционной квалификацией на всех организационных уровнях.