Обзор рынка
Мировая экономика в 2023 году развивалась на фоне сочетания восстановительного роста с чередой макроэкономических потрясений, вызванных перестройкой цепочек добавленной стоимости и соответствующими действиями национальных правительств, и характеризовалась продолжающимся повышением стоимости жизни во всем мире.
Экономика России выросла на 3,6 %, где основной вклад внесло конечное потребление домохозяйств, а индекс потребительских цен вырос на 7,4 % в сравнении с прошлым годом.
Незначительное снижение общего грузооборота обусловлено снижением оборота на трубопроводном и воздушном видах транспорта, что частично компенсируется ростом автомобильного грузооборота на 22 %. Наибольшая волатильность наблюдается у индекса цен промышленной продукции, что обусловлено вынужденным желанием предприятий наращивать запасы из‑за изменения международной логистики и продолжающегося построения торговых отношений на новых рынках. На протяжении всего года сохранялся профицит торгового баланса – экспорт превышал импорт.
Изменения профицита указывают на то, что торговля адаптируется, происходит стабилизация логистических и платежных маршрутов.
Суммарный товарооборот Российской Федерации составил 710,1 млрд долл. США, снизившись на 137,6 млрд долл. США относительно 2022 года. Изменилась география поставок: экспорт в страны Европы снизился на 68 %, до 85 млрд долл. США, произошла частичная переориентация на рынки стран Азии. Основным торговым партнером в странах Азии остался Китай, на который пришлось 42 % экспортной и 59 % импортной торговли. В 2023 году товарооборот с Китаем увеличился до рекордных 240 млрд долл. США. Доля Китая в общем товарообороте России увеличилась и составила 34 %, что свидетельствует об успешной переориентации товарных потоков.
Одним из ключевых факторов, оказывавших влияние на российскую торговлю, стало перестроение платежной системы России. За 2023 год доля расчетов в рублях и иных национальных валютах сместилась в диапазон 75–80 % от всей внешней торговли России, увеличившись более чем на 25 %. Рост доли расчетов в национальных валютах подтверждает успешную перестройку товарных и платежных маршрутов во внешней торговле России.
Основным драйвером изменений является Азиатский регион, в том числе Китай, Индия, Турция, Иран, доля расчетов в национальных валютах в котором превышает 37 % для экспорта и 40 % для импорта.
Промышленное производство в России активно развивается, что подтверждается совокупным индексом Russia Composite PMI, продемонстрировавшим значительное улучшение по сравнению с 2022 годом. Россия одна из немногих стран, сохранявших показатель выше 50 пунктов. По состоянию на конец 2023 года российский композитный индекс уступил лишь арабским странам (Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты). Своего максимума показатель достиг в марте 2023 года, составив 56,8. На рост повлияли косвенные последствия санкций: растущее импортозамещение на фоне окончательного ухода зарубежных компаний, тенденция локализации производства автомобильных компонентов и их сборки и рост числа инвестиционных проектов по стране, в том числе связанных со строительством инфраструктурных объектов. В России наблюдаются активная перестройка промышленности и позитивные ожидания на ближайшую перспективу.
В 2023 году мировая логистика продолжила меняться на фоне перестройки экономики и построения новых торговых связей. Существенное влияние на контейнерные перевозки оказали следующие факторы: засуха в Панамском канале, геополитические риски на Ближнем Востоке, усиление мировой ESG‑повестки. При этом на протяжении всего года сохранялся тренд на снижение глобальных фрахтовых ставок, которые достигали своих пиков в 2021–2022 годах. На ставки оказывалось давление со стороны растущего предложения провозных мощностей от глобальных перевозчиков на фоне ослабленного спроса на контейнерные перевозки в мире.
Для контейнерной отрасли 2021 и 2022 годы стали рекордными с точки зрения количества размещенных заказов на строительство нового флота, наибольшее количество судов к сдаче в эксплуатацию запланированы на 2023–2024 годы. Сдача готовых судов обуславливает рост провозных мощностей и рост предложения на рынке контейнерных перевозок. Использование маршрутов вокруг Африканского континента увеличило транзитное время для судов и обеспечило сбалансированный ввод провозных мощностей на текущие маршруты. Транзитное время перевозки груза из Китая в Роттердам увеличилось на 10–14 суток. При этом тенденция по снижению ставок на тайм‑чартеры не изменилась и продолжилось снижение по основным типам судов.
Объем контейнерного рынка России в 2023 году возрос по всем направлениям относительно предыдущего периода. Рост происходил в первую очередь за счет низкой базы 2022 года, когда внешнеторговые потоки сильно пострадали от санкционных ограничений, а производственный сектор не успел полностью восстановиться после многочисленных продолжительных локдаунов.
Также логистические потоки в 2023 году увеличились за счет появления на рынке новых тенденций:
- выкуп активов иностранных компаний, покинувших российский рынок, и их модернизация;
- локализация внутри страны производства автокомпонентов и их сборки;
- активное импортозамещение с целью обеспечения социальной безопасности;
- рост числа инвестиционных проектов;
- параллельный импорт;
- переориентация на внутренний рынок.
Перечисленные факторы также повлияли на изменение структуры рынка и изменение контейнерных потоков. Так, в 2023 году контейнерный рынок России возрос относительно предыдущего года на 17 %, достигнув 6,4 млн TEU. При этом значение остается ниже 2021 года, когда рынок составил 6,6 млн TEU.
Структура рынка в 2023 году демонстрирует рост всех направлений, кроме транзитного, которое снизилось до 702 тыс. TEU. Снижение было связано с политическими ограничениями, которые повлекли к необходимости для Европейского союза искать пути обхода российской территории. Однако на фоне кризисной ситуации в Красном море и роста фрахтов в перспективе есть вероятность возвращения ушедшего транзитного потока обратно в Россию. В наибольшей степени в 2023 году возрос импорт, что связано с налаживанием торговых взаимоотношений с дружественными странами и переориентацией на них, а также с использованием параллельного импорта. Увеличение экспорта до 1,7 млн TEU связано с восстановлением и перестройкой российской промышленности под сложившиеся обстоятельства. Объем внутренних перевозок возрос до 1,3 млн TEU, что связано напрямую с локализацией производства ряда товаров и активным строительством промышленных объектов внутри страны.
Импорт
Главным драйвером роста контейнерного рынка России стал импорт: +29 % по сравнению с 2022 годом, или +617 тыс. TEU. Рост произошел за счет восстановившегося Китая (сухопутные отправки +60 % к 2022 году) и роста импорта через Новороссийск на +40 % к 2022 году благодаря росту товарооборота с Турцией, Индией, Египтом. Импорт через порты Дальнего Востока вырос на 20 % к уровню 2022 года, а через порты Балтики – на 9 %.
Экспорт
По итогам 2023 года прирост контейнерного экспорта составил +10 % по сравнению с 2022 годом, или +155 тыс. TEU. В структуре экспорта наибольший прирост пришелся на сухопутные отправки в Китай (+27 % по сравнению с 2022 годом), что связано с восстановлением экономики, снятием локдаунов и географической переориентацией на Восток. Экспорт через порты Дальнего Востока возрос на 7 % к уровню 2022 года и остается выше объема экспорта через порты Санкт‑Петербурга, который снизился на 5 % к уровню 2022 года.
Внутренние перевозки
Направление внутренних перевозок по итогам отчетного года возросло на 19 % по сравнению с 2022 годом. Прирост обеспечен увеличением внутренних железнодорожных перевозок на фоне локализации производства ряда товаров внутри страны.
Транзит
Контейнерный транзит по итогам 2023 года снизился на 6 % по сравнению с 2022 годом, или –143 тыс. TEU. Основное снижение произошло на направлении Азия – Европа, что связано с продолжающимся стремлением некоторых стран перейти на альтернативные маршруты транзита (трансазиатский маршрут, Deep Sea) в обход территории России. Значительными темпами возрос транзит в Беларусь с Дальнего Востока – до 131 тыс. TEU в год.
Перевалка контейнеров
В 2023 году структура распределения контейнеров в российских портах по бассейнам существенно не изменилась. Азово‑Черноморский бассейн нарастил перевалку до 1 млн TEU благодаря значительному возросшему импорту.
Доля Дальневосточного бассейна сократилась, но сам объем перевалки возрос на 11 % по сравнению с 2022 годом. В Арктическом бассейне наблюдалось снижение перевалки на 10 % к уровню 2022 года.
В 2023 году также наблюдался прирост груженого контейнерооборота по всем бассейнам, кроме Арктического. В процентном соотношении сильнее всего возрос Азово‑Черноморский бассейн.
Контейнерооборот ВМТП в 2023 году возрос на +12 % по сравнению с 2022 годом. Наибольшее увеличение за год в процентном соотношении показал Владивостокский морской рыбный порт, увеличив грузооборот по итогам года на +25 % по сравнению с 2022 годом. Пасифик Лоджистик показал прирост +11 % по сравнению с 2022 годом, увеличив грузооборот до 145 тыс. TEU.
В контейнерообороте терминалов порта Санкт‑Петербурга снижение произошло только у ПКТ