Финансовый обзор
Анализ финансовых результатов
Финансовые результаты
Выручка, млн руб.
Консолидированная выручка FESCO в 2023 году увеличилась на 6 % и составила 172 004 млн руб. против 162 639 млн руб. в 2022 году. Все дивизионы продемонстрировали рост выручки год к году.
Выручка Портового дивизиона в 2023 году увеличилась на 7 %, или 2 261 млн руб., и составила 35 238 млн руб. Основным драйвером роста стало увеличение доходов по контейнерным грузам в связи с ростом объемов перевалки, ростом доли импорта, дополнительных работ по контейнерным грузам.
Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2023 года увеличилась на 29 %, или 1 983 млн руб. Рост выручки преимущественно обусловлен увеличением парка фитинговых платформ.
Выручка Линейно‑логистического дивизиона увеличилась на 7 682 млн руб., или 6 %, по сравнению с предыдущим годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:
- рост объемов внешнеторговых линий на 23 %;
- рост объемов каботажных линий на 24 %;
- рост объемов интермодальных экспортных перевозок через порт Владивосток;
- рост объемов интермодальных транзитных перевозок;
- запуск морского сервиса FESCO Baltorient Line (FBOL);
- запуск морского сервиса FESCO Indian Line (FIL);
- рост импортных сухопутных перевозок из Китая в Россию;
- расширение географии регулярных интермодальных сервисов в Челябинск и Иркутск.
Рост выручки Морского дивизиона в 2023 году на 90 %, или 7 044 млн руб., обусловлен приобретением дополнительного флота.
Рост выручки Топливного дивизиона в 2023 году составил 3 %, или 96 млн руб., и был обеспечен за счет роста дохода от агентской деятельности в связи с увеличением объемов агентирования нефтепродуктов.
Производственные расходы, млн руб.
Рост производственных расходов Портового дивизиона 2023 году составил 12 %, или 1 113 млн руб. Увеличение расходов обусловлено ростом грузооборота и, как следствие, ростом расходов на дополнительные услуги, связанные с погрузочно‑разгрузочными работами, включая услуги сторонней рабочей силы, транспортно‑экспедиторские услуги и диспетчерское сопровождение подвижного состава.
Рост производственных расходов Железнодорожного дивизиона составил 42 %, или 753 млн руб. Рост расходов обусловлен увеличением парка подвижного состава и, как следствие, увеличением расходов на его ремонт и обслуживание, а также увеличением расходов на железнодорожный тариф.
Производственные расходы Линейно‑логистического дивизиона увеличились на 38 %, или 31 255 млн руб., из‑за роста объема перевозок, запуска новых линий и, как следствие, роста рейсовых расходов, затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции и контейнерные расходы.
Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 48 %, или 1 690 млн руб., главным образом в связи с увеличением количества судов и, как следствие, ростом расходов на эксплуатацию флота.
Рост производственных расходов Топливного дивизиона в 2023 году незначительно увеличился на 1 %, или 34 млн руб.
Валовая прибыль
Валовая прибыль Группы составила 74 158 млн руб. против 89 924 млн руб. в 2022 году.
Административные расходы, млн руб.
Рост административных расходов преимущественно обусловлен увеличением юридических и консультационных расходов, командировочных и представительских расходов в связи с развитием новых направлений и реализацией возможностей роста бизнеса, а также расходов на IТ.
EBITDA, млн руб.
EBITDA margin, %
Показатель EBITDA Портового дивизиона снизился на 2 %, или 385 млн руб. При увеличении выручки на 7 % на снижение финансового результата повлиял рост производственных и административных расходов.
Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2023 году увеличился на 27 %, или 1 058 млн руб. Увеличение показателя обусловлено увеличением профильного парка фитинговых платформ.
Показатель EBITDA Линейно‑логистического дивизиона в 2023 году снизился на 54 %, или 26 424 млн руб., что вызвано пересмотром ставок на ключевых направлениях. Ставки фрахта на внешнеторговых линиях в 2023 году снизились и достигли допандейминых значений, что связано с нормализацией цепочек поставок и формированием достаточного уровня линейного оборудования в России.
Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличился на 165 %, или 5 695 млн руб., главным образом за счет работы новых судов.
Увеличение показателя EBITDA Топливного дивизиона в 2023 году на 23 %, или 29 млн руб., обусловлено увеличением доходных ставок и объема агентирования, а также сокращением расходов на содержание котельно‑теплового хозяйства.
Амортизация, млн руб.
Амортизационные отчисления за 2023 год увеличились на 73 % и составили 11 514 млн руб. против 6 648 млн руб. в 2022 году. Рост амортизационных отчислений в 2023 году вызван приобретением новых активов: флота, подвижного состава и контейнеров.
Прибыль от операционной деятельности
Прибыль от операционной деятельности составила 38 375 млн руб. против 50 899 млн руб. в 2022 году.
Прочие финансовые расходы
Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили 5 256 млн руб. доходов против 5 771 млн руб. расходов в 2022 году.
Чистая прибыль
Прибыль составила 37 851 млн руб. против 39 388 млн руб. за 2022 год.
Долговые обязательства, млн руб.
Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2023 года:
- 26 515 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
- 2 935 млн руб. – обязательства по аренде.
Чистый долг увеличился до 24 809 млн руб. с 2 631 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2022 года.
Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2023 года увеличился до уровня 0,5х (без учета МСФО (IFRS) 16).
Капитальные затраты
Капитальные затраты на приобретение флота в 2023 году составили 19 189 млн руб. В 2023 году транспортный флот FESCO пополнился пятью новыми контейнеровозами для развития внешнеторговых перевозок на линии FBOL, а также тремя контейнеровозами для развития перевозок на каботажных направлениях и в Черном море. Совокупный дедвейт увеличен на 144 тыс. т. Поставка шестого нового контейнеровоза по контракту, заключенному в 2023 году, ожидается в первом полугодии 2024 года.
FESCO в 2023 году продолжила наращивать парк подвижного состава и инвестировала в данный сегмент 8 428 млн руб. Основным направлением инвестиций стал профильный парк – фитинговые платформы. Парк собственных фитинговых платформ пополнился 114 единицами 40‑футовых платформ и 1 945 единицами 80‑футовых платформ для обеспечения растущей потребности в парке на фоне развития новых железнодорожных сервисов. Вложения в разработку инновационных платформ составили 821 млн руб.
Объем капитальных вложений в производственные мощности Портового дивизиона в 2023 году составил 8 411 млн руб. Компания продолжает реализовывать программу развития порта Владивосток для увеличения его перерабатывающей способности. Основными направлениями инвестирования в 2023 году стали приобретение кранов и техники, расширение и модернизация производственных мощностей. Пропускная способность ВМТП на конец 2023 года достигла 859 тыс. TEU.
В 2023 году контейнерный парк Компании в управлении увеличился до 170 тыс. TEU. Капитальные затраты на приобретение парка крупнотоннажных контейнеров в 2023 году составили 12 096 млн руб. Парк сухих контейнеров увеличился на 23 % и составил 96 823 единицы, парк рефрижераторных контейнеров увеличился на 6 % и составил 4 928 единиц. Также был приобретено 350 танк‑контейнеров для развития сегмента перевозок химических грузов.
В 2023 году FESCO инвестировала 988 млн руб. в IT‑технологии. Капитальные затраты были направлены на развитие и поддержание корпоративных информационных систем производственного блока и бэк‑офиса, а также импортозамещение программных продуктов.
Прочие капитальные затраты были направлены на приобретение и ремонт колесных пар, ремонты флота в сухом доке, инвестиции в сухие терминалы, тягачи, прицепы и прочие поддерживающие инвестиции.