Финансовый обзор

Анализ финансовых результатов

Финансовые результаты

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Выручка, млн руб. 162 639 172 004 6
EBITDA, млн руб. 71 483 53 607 (25)
EBITDA margin, % 44 31 (13) п. п.
CAPEX 36 733 60 345 64

Выручка, млн руб.

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Портовый дивизион 32 977 35 238 7
Железнодорожный дивизион 6 932 8 915 29
Линейно‑логистический дивизион 138 926 146 608 6
Морской дивизион 7 807 14 850 90
Топливный дивизион 2 788 2 884 3
Элиминация (26 791) (36 491) 36
Группа FESCO 162 639 172 004 6

Консолидированная выручка FESCO в 2023 году увеличилась на 6 % и составила 172 004 млн руб. против 162 639 млн руб. в 2022 году. Все дивизионы продемонстрировали рост выручки год к году.

Выручка Портового дивизиона в 2023 году увеличилась на 7 %, или 2 261 млн руб., и составила 35 238 млн руб. Основным драйвером роста стало увеличение доходов по контейнерным грузам в связи с ростом объемов перевалки, ростом доли импорта, дополнительных работ по контейнерным грузам.

Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2023 года увеличилась на 29 %, или 1 983 млн руб. Рост выручки преимущественно обусловлен увеличением парка фитинговых платформ.

Выручка Линейно‑логистического дивизиона увеличилась на 7 682 млн руб., или 6 %, по сравнению с предыдущим годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:

  • рост объемов внешнеторговых линий на 23 %;
  • рост объемов каботажных линий на 24 %;
  • рост объемов интермодальных экспортных перевозок через порт Владивосток;
  • рост объемов интермодальных транзитных перевозок;
  • запуск морского сервиса FESCO Baltorient Line (FBOL);
  • запуск морского сервиса FESCO Indian Line (FIL);
  • рост импортных сухопутных перевозок из Китая в Россию;
  • расширение географии регулярных интермодальных сервисов в Челябинск и Иркутск.

Рост выручки Морского дивизиона в 2023 году на 90 %, или 7 044 млн руб., обусловлен приобретением дополнительного флота.

Рост выручки Топливного дивизиона в 2023 году составил 3 %, или 96 млн руб., и был обеспечен за счет роста дохода от агентской деятельности в связи с увеличением объемов агентирования нефтепродуктов.

Производственные расходы, млн руб.

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Портовый дивизион 9 517 10 630 12
Железнодорожный дивизион 1 773 2 526 42
Линейно‑логистический дивизион 82 033 113 288 38
Морской дивизион 3 521 5 211 48
Топливный дивизион 2 588 2 622 1
Элиминация (26 717) (36 431) 36
Группа FESCO 72 715 97 846 35

Рост производственных расходов Портового дивизиона 2023 году составил 12 %, или 1 113 млн руб. Увеличение расходов обусловлено ростом грузооборота и, как следствие, ростом расходов на дополнительные услуги, связанные с погрузочно‑разгрузочными работами, включая услуги сторонней рабочей силы, транспортно‑экспедиторские услуги и диспетчерское сопровождение подвижного состава.

Рост производственных расходов Железнодорожного дивизиона составил 42 %, или 753 млн руб. Рост расходов обусловлен увеличением парка подвижного состава и, как следствие, увеличением расходов на его ремонт и обслуживание, а также увеличением расходов на железнодорожный тариф.

Производственные расходы Линейно‑логистического дивизиона увеличились на 38 %, или 31 255 млн руб., из‑за роста объема перевозок, запуска новых линий и, как следствие, роста рейсовых расходов, затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции и контейнерные расходы.

Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 48 %, или 1 690 млн руб., главным образом в связи с увеличением количества судов и, как следствие, ростом расходов на эксплуатацию флота.

Рост производственных расходов Топливного дивизиона в 2023 году незначительно увеличился на 1 %, или 34 млн руб.

Валовая прибыль

Валовая прибыль Группы составила 74 158 млн руб. против 89 924 млн руб. в 2022 году.

Административные расходы, млн руб.

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Заработная плата и прочие расходы на персонал 15 559 15 181 (2)
Профессиональные услуги 1 520 3 235 113
Аренда офисных помещений 237 334 41
Прочие административные расходы 2 323 5 005 115
Итого административные расходы 19 639 23 755 21

Рост административных расходов преимущественно обусловлен увеличением юридических и консультационных расходов, командировочных и представительских расходов в связи с развитием новых направлений и реализацией возможностей роста бизнеса, а также расходов на IТ.

EBITDA, млн руб.

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Портовый дивизион 20 749 20 364 (2)
Железнодорожный дивизион 3 947 5 005 27
Линейно‑лoгистический дивизион 48 771 22 347 (54)
Морской дивизион 3 446 9 141 165
Топливный дивизион 125 154 23
Внедивизиональная группа (5 555) (3 404) 37
Группа FESCO 71 483 53 607 (25)

EBITDA margin, %

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Портовый дивизион 63 58 (5)
Железнодорожный дивизион 57 56 (1)
Линейно‑лoгистический дивизион 35 15 (20)
Морской дивизион 44 62 18
Топливный дивизион 4 5 1
Группа FESCO 44 31 (13)

Показатель EBITDA Портового дивизиона снизился на 2 %, или 385 млн руб. При увеличении выручки на 7 % на снижение финансового результата повлиял рост производственных и административных расходов.

Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2023 году увеличился на 27 %, или 1 058 млн руб. Увеличение показателя обусловлено увеличением профильного парка фитинговых платформ.

Показатель EBITDA Линейно‑логистического дивизиона в 2023 году снизился на 54 %, или 26 424 млн руб., что вызвано пересмотром ставок на ключевых направлениях. Ставки фрахта на внешнеторговых линиях в 2023 году снизились и достигли допандейминых значений, что связано с нормализацией цепочек поставок и формированием достаточного уровня линейного оборудования в России.

Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличился на 165 %, или 5 695 млн руб., главным образом за счет работы новых судов.

Увеличение показателя EBITDA Топливного дивизиона в 2023 году на 23 %, или 29 млн руб., обусловлено увеличением доходных ставок и объема агентирования, а также сокращением расходов на содержание котельно‑теплового хозяйства.

Амортизация, млн руб.

Показатель 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Портовый дивизион 941 1 044 11
Железнодорожный дивизион 1 901 2 319 22
Линейно‑лoгистический дивизион 1 713 4 942 189
Морской дивизион 1 709 2 695 58
Топливный дивизион 3 3 0
Внедивизиональная группа 382 511 34
Группа FESCO 6 648 11 514 73

Амортизационные отчисления за 2023 год увеличились на 73 % и составили 11 514 млн руб. против 6 648 млн руб. в 2022 году. Рост амортизационных отчислений в 2023 году вызван приобретением новых активов: флота, подвижного состава и контейнеров.

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от операционной деятельности составила 38 375 млн руб. против 50 899 млн руб. в 2022 году.

Прочие финансовые расходы

Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили 5 256 млн руб. доходов против 5 771 млн руб. расходов в 2022 году.

Чистая прибыль

Прибыль составила 37 851 млн руб. против 39 388 млн руб. за 2022 год.

Долговые обязательства, млн руб.

Показатель 31.12.2022 EBITDA 31.12.2023 EBITDA
Денежные средства (30 677) (0,4х) (4 641) (0,1х)
Займы и обязательства по арендеВ обязательствах по аренде не учитываются обязательства по договорам аренды, которая до 1 января 2019 года признавалась операционной до вступления в силу МСФО (IFRS) 16, поэтому для расчета коэффициентов также используется скорректированный показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения стандарта МСФО (IFRS) 16. 33 308 0,5х 29 450 0,6х
Краткосрочные 4 133 5 332
Долгосрочные 29 175 24 118
Итого чистый долг 2 631 0,04х 24 809 0,5х

Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2023 года:

  • 26 515 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
  • 2 935 млн руб. – обязательства по аренде.

Чистый долг увеличился до 24 809 млн руб. с 2 631 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2022 года.

Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2023 года увеличился до уровня 0,5х (без учета МСФО (IFRS) 16).

Капитальные затраты

Капитальные затраты на приобретение флота в 2023 году составили 19 189 млн руб. В 2023 году транспортный флот FESCO пополнился пятью новыми контейнеровозами для развития внешнеторговых перевозок на линии FBOL, а также тремя контейнеровозами для развития перевозок на каботажных направлениях и в Черном море. Совокупный дедвейт увеличен на 144 тыс. т. Поставка шестого нового контейнеровоза по контракту, заключенному в 2023 году, ожидается в первом полугодии 2024 года.

FESCO в 2023 году продолжила наращивать парк подвижного состава и инвестировала в данный сегмент 8 428 млн руб. Основным направлением инвестиций стал профильный парк – фитинговые платформы. Парк собственных фитинговых платформ пополнился 114 единицами 40‑футовых платформ и 1 945 единицами 80‑футовых платформ для обеспечения растущей потребности в парке на фоне развития новых железнодорожных сервисов. Вложения в разработку инновационных платформ составили 821 млн руб.

Объем капитальных вложений в производственные мощности Портового дивизиона в 2023 году составил 8 411 млн руб. Компания продолжает реализовывать программу развития порта Владивосток для увеличения его перерабатывающей способности. Основными направлениями инвестирования в 2023 году стали приобретение кранов и техники, расширение и модернизация производственных мощностей. Пропускная способность ВМТП на конец 2023 года достигла 859 тыс. TEU.

В 2023 году контейнерный парк Компании в управлении увеличился до 170 тыс. TEU. Капитальные затраты на приобретение парка крупнотоннажных контейнеров в 2023 году составили 12 096 млн руб. Парк сухих контейнеров увеличился на 23 % и составил 96 823 единицы, парк рефрижераторных контейнеров увеличился на 6 % и составил 4 928 единиц. Также был приобретено 350 танк‑контейнеров для развития сегмента перевозок химических грузов.

В 2023 году FESCO инвестировала 988 млн руб. в IT‑технологии. Капитальные затраты были направлены на развитие и поддержание корпоративных информационных систем производственного блока и бэк‑офиса, а также импортозамещение программных продуктов.

Прочие капитальные затраты были направлены на приобретение и ремонт колесных пар, ремонты флота в сухом доке, инвестиции в сухие терминалы, тягачи, прицепы и прочие поддерживающие инвестиции.

Капитальные затраты за 2023 год, %
Источник: данные Компании