Экологическая среда и энергоэффективность
В соответствии с миссией Группы FESCO, создавая лучшие логистические решения для наших клиентов, мы учитываем их заинтересованность и потребность в минимизации углеродного следа.
FESCO следует принципам устойчивого развития, обеспечивая снижение карбонового следа от перевозки и перевалки грузов, отдавая предпочтение цифровизации и средствам объективного контроля за потреблением энергоресурсов и состоянием окружающей среды.
Снижение карбонового следа и сохранение морской биоты являются основными целями FESCO в рамках природоохранной деятельности.
Принимая во внимание ответственность перед государством и обществом FESCO во всех регионах присутствия:
- устанавливает новые, модернизирует существующие очистные сооружения (гарантия того, что возвращаемая в естественную среду вода безопасна и соответствует установленным критериям качества);
- проводит постоянный контроль уровня шума в контрольных точках на границе ближайших жилых застроек в дневное и ночное время;
- ведет непрерывный контроль за состоянием атмосферного воздуха на территории предприятий и на границе санитарно‑защитных зон (данные с устройств оперативно передаются на специализированный сайт Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
- осуществляет анализ морской биоты (совокупность видов живых организмов, объединенных общей областью обитания), включающий исследования состояния водных биологических ресурсов в районе производства работ;
- проводит анализ состояния донных осадков в акватории бухты Золотой Рог с целью контроля возможного загрязнения донных отложений, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности ПАО «ВМТП».
В FESCO в соответствии с действующим природоохранным и санитарно‑эпидемиологическим законодательством организованы места временного накопления отходов.
На регулярной основе проводится работа по уменьшению количества накопленных отходов.
Основные положения в области безопасности, качества и охраны окружающей среды закреплены Политикой в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. Настоящая политика распространяется на все филиалы, обособленные и структурные подразделения Группы FESCO, а также дочерние и зависимые общества.
Реализация заявленных в политике приоритетов достигается посредством функционирования в ПАО «ДВМП» Системы экологического менеджмента 087‑02‑09‑2022, включающей документированные процедуры, планы, рабочие инструкции, внутренние, внешние и надзорные проверки, самооценку и анализ со стороны руководства.
Природоохранными органами в 2023 году не выявлены случаи нарушения предприятиями Группы FESCO законодательства Российской Федерации в области природопользования, повлекшие к штрафным санкциям.
ПАО «ДВМП» удостоилось уровня «Лидер» (ААА) в рамках национального стандарта «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» (ЭКГ‑рейтинг), заняв 26‑е место в общем рейтинге и четвертое место в секторе «Транспорт и хранение» и получив максимальную оценку по фактору «Экология».
В целом Транспортная группа FESCO по итогам 2023 года заняла 69‑е место в ESG‑ренкинге, поднявшись за календарный год на 30 позиций.
Сокращение выбросов парниковых газов
В 2023 году FESCO продолжила активную работу по реализации механизмов сокращения выбросов парниковых газов, в том числе за счет снижения потребления топливно‑энергетических ресурсов (ТЭР).
За счет снижения удельных выбросов парниковых газов в результате производственной деятельности Группы FESCO относительное сокращение выбросов составило 10,7 тыс. т СО2‑экв., или 2,4 %.
Энергетическая политика Группы FESCO
Осознавая роль FESCO на рынке транспортно‑логистических услуг Российской Федерации, в перевозках через Дальний Восток по внешнеторговым морским линиям и железнодорожным линиям в/из стран Азии и по каботажным морским линиям, руководство Группы FESCO считает реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности одним из приоритетных направлений деятельности.
В 2023 году FESCO впервые получила групповой сертификат на соответствие международному стандарту (ISO 50001:2018) и российскому аналогу (ГОСТ Р 50001‑2023) «Системы энергетического менеджмента – Требования и руководство по применению».
Энергетическая политика является основой для анализа и установления энергетических целей и задач Группы FESCO, а также для выбора приоритетных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с наибольшим потенциалом.
Энергопотребление
К основным областям использования ТЭР в FESCO относятся перевозочная деятельность, в рамках которой топливо используется на перевозку грузов морским, автомобильным и железнодорожным (рефрижераторы) транспортом, а также терминальная деятельность с использованием топлива на перевалку контейнерных и неконтейнерных грузов в ПАО «ВМТП» и других терминалах.
Всего в 2023 году в Группе FESCO потреблено 190,8 тыс. т у. т., из которых на перевозочную деятельность относится 88,4 %, на терминальную – 9,0 %.
В 2023 году начата разработка корпоративной автоматизированной системы учета ТЭР с интеграцией со смежными информационно‑производственными системами предприятий Группы FESCO.
Динамика снижения в 2023 году удельного потребления ТЭР на осуществление производственной деятельности Группы FESCO подтверждает эффективность мероприятий, реализуемых предприятиями Группы.
Энергоемкость перевалки контейнеров через терминалы Группы FESCO в 2023 году составила 21,1 кг у. т. / ктк, что ниже аналогичного показателя 2022 года на 5,5 %.
Энергоемкость перевозки грузов морским транспортом снижена по итогам 2023 года на 3,5 % и составила 63,7 кг у. т. / млн DWT миль*10–1.
Энергосбережение
В рамках реализации Энергетической политики Группы FESCO разработана Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Группы FESCO на 2023 год, включающая планы организационно‑технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Объем экономии ресурсов
При реализации программы проведен перевод теплоснабжения объектов на территории ПАО «ВМТП» с мазутной котельной на городские тепловые сети через построенный современный, погодозависимый, автоматизированный центральный тепловой пункт. Также проведена модернизация внутрипортовых тепловых сетей с установкой приборов учета тепловой энергии у потребителей. Эффективность указанных мероприятий в энергетическом эквиваленте в 2023 году в среднем составила 28 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Проведена замена системы освещения 11 контейнерных перегружателей на светодиодные светильники. Реализован пилотный проект по переводу мачтового освещения территории ПАО «ВМТП» на светодиодное с функцией диммирования светового потока. По итогам пилотного проекта, помимо более равномерной освещенности, потребление электрической энергии на мачте освещения снизилось более чем на 50 %.
В рамках реализации проекта по переводу работы внутрипортовой техники на электронные путевые листы на территории ПАО «ВМТП» законсервирована топливозаправочная станция. Взамен установлены три автоматизированные контейнерные заправочные станции. Вся погрузо‑разгрузочная техника и терминальные тягачи оборудованы системой позиционирования ГЛОНАСС с мониторингом расхода дизельного топлива.
FESCO продолжила внедрять комплексную систему мониторинга показателей работы и расхода топлива на судах SSV (Smart Ship View). В 2023 году система внедрена на четырех судах.
Суда FESCO выполняют требования международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (англ. International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL) в части энергоэффективности судов. Ведется мониторинг расхода топлива в соответствии с утвержденным Планом управления энергетической эффективностью судна (англ. Ship Energy Efficiency Management Plan, SEEMP). Все суда Компании имеют удостоверения регистра, подтверждающие правильное ведение сбора данных.
Суда Группы, эксплуатируемые в территориальных водах близ европейской части Мирового океана, выполняют требование Правила EU MRVОт англ. monitoring, report, verification — мониторинг, отчет, проверка., в соответствии с которым имеют утвержденный план энергоэффективности, собирают и предоставляют данные по расходу топлива, выбросам парниковых газов и выполненной работе. Эти меры также направлены на снижение выбросов парниковых газов в атмосферу.