Операционный обзор
Морские контейнерные перевозки
FESCO выполняет внутренние, импортные, экспортные и транзитные контейнерные перевозки, лидирует в области транспортировки контейнеров в Россию через Дальний Восток из стран Юго‑Восточной Азии, а также предлагает комплексные логистические услуги по перевозке опасных, негабаритных и сборных грузов, спецтехники и генеральных грузов. FESCO оперирует 19 внешнеторговыми и каботажными морскими линиями. География перевозок охватывает более 110 портов по всему миру.
На внешнеторговых линиях в 2023 году FESCO:
- расширила географию морского сервиса FCXP на Дальнем Востоке, связывающего порты Китая и России – были добавлены прямые судозаходы в китайские порты Ляньюньган, Нанша, Далянь и Шаньтоу;
- активно развивала запущенный в 2022 году сервис FVDL из основных портов Вьетнама (Хайфон, Хошимин) в Россию: было перевезено более 28 тыс. TEU, что в 2,4 раза больше, чем в 2022 году. Кроме того, увеличена частота отправок во Вьетнам с ежемесячных до еженедельных, а также в порту Хошимин организован логистический хаб, с помощью которого консолидируются контейнерные грузы из стран Юго‑Восточной Азии (Таиланда, Малайзии и др.) и затем отправляются в Россию линией FVDL;
- благодаря расширению агентской сети в 2023 году запустила регулярные морские контейнерные сервисы из Бангладеш и Мьянмы во Владивосток с трансшипментом в портах Китайской Народной Республики и Вьетнама;
- поставила собственный флот и расширила работу регулярного морского сервиса FBOL через Deep Sea, который соединил порты Китая, Индии и России (Санкт‑Петербург);
- запустила два новых морских сервиса на Черном море, связывающих Новороссийск и Египет (FESCO Egypt Direct Line), а также Новороссийск и Индию (FESCO Indian Line).
На каботажных линиях в 2023 году FESCO:
- произвела замену флота на более вместительные суда, что наряду с активной коммерческой работой позволило увеличить объем перевозок в 2023 году на 24 % по сравнению с 2022 годом, до 105 тыс. TEU;
- обеспечила бесперебойную доставку необходимых грузов в дальневосточные районы России с ограниченными сроками навигации в рамках программы северного завоза: за 2023 календарный год FESCO доставила в Чукотский автономный округ более 1,5 тыс. TEU товаров народного потребления, стройматериалов, а также иных товаров первой необходимости, осуществив пять рейсов в тяжелых ледовых условиях;
- запустила новый регулярный морской сервис по перевозке грузов между Санкт‑Петербургом и Калининградом – FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL). В 2023 году было перевезено 16,3 тыс. TEU грузов. Основная номенклатура груза – товары народного потребления, стройматериалы, бытовая техника.
Реализованные мероприятия позволили:
- увеличить объемы перевозок на внешнеторговых сервисах на 23 % к уровню 2022 года, до 419 тыс. TEU;
- увеличить объемы перевозок на каботажных сервисах на 24 % к уровню 2022 года, до 105 тыс. TEU.
Трамповые перевозки
FESCO осуществляет комплекс логистических решений, направленных на реализацию проектных и специальных перевозок, на собственном флоте.
В 2023 году FESCO:
- развивала перевозки на специальных судах типа MPPОт англ. Multi-purpose vessel — многоцелевое судно. между Певеком, Находкой, странами Юго‑Восточной Азии и Китаем. В общей сложности перевезено более 84 тыс. т генерального груза и 1,6 тыс. TEU;
- осуществила восемь рейсов в рамках развития перевозок по Северному морскому пути;
- продолжила сотрудничество с Национальным центром полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии: дизель‑электроход «Василий Головнин» успешно завершил второй рейс в рамках нового пятилетнего контракта, доставив грузы на индийские научно‑исследовательские станции «Бхарати» и «Майтри».
Интермодальные сервисы
FESCO осуществляет интермодальные внутрироссийские, а также внешнеторговые (экспортные, импортные и транзитные) контейнерные перевозки.
В 2023 году FESCO продолжила развитие своих ключевых направлений и вышла на новые рынки:
- запущен регулярный сервис из Новороссийска в Москву (станция Белый Раст) – FESCO Novorossiysk Shuttle. В рамках сервиса клиенты могут заказать автодоставку грузов со станции до собственного склада по Москве, а также оформить доставку в другие регионы России;
- запущен регулярный сервис из Санкт‑Петербурга в Красноярск – FESCO Neva Enisey Shuttle. Сервис ориентирован на возросший спрос со стороны клиентов Группы из Северо‑Западного федерального округа на доставку грузов в Восточную Сибирь;
- с целью расширения сети внутрироссийских направлений запущен интермодальный контейнерный маршрут из Москвы в Калининград через Санкт‑Петербург. Маршрут включает железнодорожную доставку из Москвы (станция Белый Раст) в Санкт‑Петербург (порт Бронка) в рамках нового поездного сервиса FESCO Moscow Baltic Shuttle;
- запущен регулярный сервис из Владивостока в Иркутск – FESCO Irkutsk Shuttle. Сервис в первую очередь ориентирован на транспортировку в Иркутск импортных товаров, прибывающих в ВМТП из стран Восточной и Юго‑Восточной Азии;
- запущен новый регулярный контейнерный поезд из Владивостока в Челябинск – FESCO Chelyabinsk Shuttle – с возможностью организации внутрироссийских перевозок и экспорта в страны Юго‑Восточной Азии;
- запущен новый регулярный контейнерный поезд из Москвы в Омск – FESCO Irtysh Shuttle. Сервис ориентирован на возросший спрос со стороныклиентов Группы из Москвы и Московской области на ускоренную доставку грузов в Омскую область и соседние регионы Западной Сибири;
- запущен проект FESCO Automotive по перевозке автомобилей и грузов автомобильной промышленности. FESCO доставляет автомобили, машинокомплекты и автозапчасти из Азии в Россию морскими, железнодорожными и интермодальными сервисами, осуществляет прием и погрузку автомобилей в контейнеры в Китае силами собственных офисов;
- запущен проект FESCO Agro по перевозкам продукции агропромышленного сектора. FESCO осуществляет мультимодальные перевозки насыпных и наливных грузов на базе собственных сервисов и активов в экспортном, импортном и внутрироссийских направлениях через порты Дальнего Востока, Новороссийска и Санкт‑Петербурга.
Развитие новых сервисов, а также рост импортных сухопутных перевозок из Китая в Российскую Федерацию позволили FESCO увеличить объемы интермодальных перевозок на 118 тыс. TEU (+23 % относительно 2022 года).
Терминальная деятельность
FESCO оказывает стивидорные, сюрвейерские и транспортно‑экспедиционные услуги, включая погрузку и разгрузку судов, вагонов и грузовых автомобилей на базе собственной терминальной сети, в которую входят:
- ВМТП – крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке России, который работает с различными видами грузов, включая контейнерные, сборные, навалочные и генеральные грузы, машины и большегрузные автомобили;
- Терминал ФЕСКО Гайдамак, специализирующийся на переработке генеральных грузов, зерна, строительных материалов, пиломатериалов, автотехники экспортно‑импортного направления.
Крупнотоннажные контейнеры
Объем перевалки контейнеров увеличился на 91,3 тыс. TEU по сравнению с 2022 годом и составил 859 тыс. TEU. Рост грузооборота контейнерных грузов обеспечен своевременным увеличением собственных активов (контейнеры, флот, фитинговые платформы), активным взаимодействием со сторонними морскими перевозчиками и экспедиторскими компаниями, а также реализацией программы комплексного развития территории ПАО «ВМТП».
Генеральные и навалочные грузы
Объемы перевалки генеральных грузов снизились на 16 % и составили 4,3 млн т. Снижение обусловлено ориентацией Группы на контейнерные перевозки.
Средства транспорта
Перевалка автомобилей и техники уменьшилась на 12 %, до 97,4 тыс. единиц против 110,8 тыс. единиц в 2022 году. Снижение объемов перевалки обусловлено вводом ограничительных санкций со стороны Японии, а также повышением утилизационного сбора в Российской Федерации.
Количество обработанных судов (выгрузка и погрузка) увеличилось на 554 единицы, или на 25 %, по сравнению с 2022 годом и составило 2 796 единиц.
Сухие терминалы
По итогам 2023 года объемы терминальной обработки сухих терминалов снизились на 5 % к уровню 2022 года и составили 168 тыс. TEU.
Значительное влияние на операционную деятельность терминалов оказали усилившиеся внешние ограничения со стороны ОАО «РЖД» в связи с приоритизацией отправки экспортных неконтейнерных грузов (уголь, нефтепродукты и пр.).
Маршруты через терминалы в Новосибирске и Хабаровске были перестроены в целях обеспечения роста эффективности операционной деятельности Группы:
- запущен новый регулярный сервис из Новосибирска в Иркутск;
- увеличены объем и доля в регулярных сервисах из Новосибирска в Хабаровск и Владивосток;
- увеличены доля перевалки груженых контейнеров и объем приема груженых контейнеров с западных направлений.
Таким образом, при идентичном объеме перевалки контейнеров в 2023 году значительно увеличены операционная эффективность, выручка предприятия, коммерческая активность и география перевозок через Новосибирск.
Рефрижераторные перевозки
FESCO занимает ведущие позиции на рынке рефрижераторных перевозок и является единственным российским оператором, осуществляющим перевозки полностью на собственных активах.
В 2023 году Группа продолжила мероприятия по внедрению инновационных технологий перевозки грузов в условиях непрерывного сохранения и контроля температурного режима. Парк дизель‑генераторных контейнеров увеличен на 28 % к уровню 2022 года для целей расширения географии перевозок под растущие запросы клиентов.
В 2023 году FESCO продолжила развивать географию перевозок и выходить на новые рынки с достижением следующих объемов грузооборота:
- из Турции в Новороссийск на новой линии FESCO Turkey Black Sea (FTBS) – 732 TEU;
- из Египта в Новороссийск на новой линии FESCO Egypt Direct Line (FEDL) – 244 TEU;
- из Санкт‑Петербурга в Калининград на новой линии FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL) – 412 TEU;
- из Юго‑Восточной Азии в Санкт‑Петербург и обратно на линии FESCO Baltorient Line (FBOL) – 1 084 TEU.
В рамках реализации проекта «Рыбный шаттл» организованы комфортные условия перевозки из каботажных портов в порты Юго‑Восточной Азии, что позволило организовать стабильный грузопоток на данном направлении.
По итогам 2023 года объемы морских перевозок в рефрижераторных контейнерах выросли на 19 % к уровню 2022 года и составили 20,2 тыс. TEU.
Управление цепями поставок
FESCO Supply Chain осуществляет управление цепями поставок. FESCO сотрудничает с компаниями‑партнерами по всему миру, выступая в качестве 3PL‑провайдера. FESCO представляет интересы грузовладельцев в процессе транспортировки грузов, отвечает за их доставку, хранение и передачу грузополучателю. При этом используются собственные транспортные, терминальные, складские, погрузочные и другие собственные и привлеченные при необходимости активы.
В течение 2023 года FESCO продолжила развитие логистических сервисов Fesco Agro, Fesco Air, Fesco LCL (сборные грузы), Fesco Automotive и представленность Fesco Supply Chain на рынке России и за рубежом.
Ключевые события 2023 года в управлении цепями поставок:
- организована отправка сборного груза на экспорт в Объединенные Арабские Эмираты (пилотный проект);
- увеличен объем перевозок сборных грузов на каботажных направлениях: Сахалин, Магадан, Петропавловск‑Камчатский, Чукотка – и внутрироссийском железнодорожном направлении на 52 % по сравнению с 2022 годом;
- более 100 т авиагрузов перевезено чартерными и регулярными авиарейсами в рамках проекта FESCO Air, что в четыре раза больше показателей 2022 года;
- выполнена первая экспортная перевозка объемом 892 TEU из России в ЮАР;
- доставлено оборудование для производственной линии завода, выпускающего фотоэлектрические модули в Новочебоксарске;
- укреплена сеть внешних агентов для предоставления сервиса с широким покрытием географии (Австралия, Африка, Мексика).
FESCO активно развивает проект по перевозкам химических грузов в танк‑контейнерах в экспортно‑импортном и внутреннем сообщении. За 2023 год парк танк‑контейнеров в управлении Группы увеличился до 667 единиц: Компания нарастила арендованный парк до 317 единиц и сформировала собственный в количестве 350 танк‑контейнеров.
Проектная логистика
FESCO организует проектные перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза под ключ – от получения на заводе‑изготовителе до установки в пункте назначения в монтажное положение. Компания обеспечивает перевозку с соблюдением нормативных требований по прохождению груза по всему пути следования, в том числе через границы государств.
Увеличение портфеля контрактов с крупными клиентами, а также расширение присутствия на рынке перевозок крупнотоннажных и негабаритных грузов являются приоритетными направлениями развития бизнеса Компании.
За 2023 год перевезено более 275 тыс. т проектных грузов. Максимальный вес доставленного груза составлял 720 т с полным комплексом работ, включая подготовку инфраструктуры, временных причальных сооружений, связанных с доставкой оборудования. Были реализованы уникальные проекты по буксировке морских объектов массой от 56 тыс. до 93 тыс. т.
В 2023 году FESCO продолжила работу по управлению грузовым терминалом строящейся в Турецкой Республике АЭС «Аккую». На строительную площадку было доставлено более 35 тыс. т негабаритного и основного тяжеловесного оборудования корпуса реактора, парогенераторов и статора турбогенератора. Максимальный вес доставленного оборудования составлял 450 т.
В 2023 году FESCO реализовала ряд проектов по перемещению и установке тяжеловесных и негабаритных грузов в монтажное положение, монтажу технологических линий с выполнением комплекса пусконаладочных работ на строящихся предприятиях. Общий объем смонтированного оборудования на различных ключевых предприятиях превышает 2 тыс. т.
Бункеровка
FESCO оказывает полный комплекс услуг по операциям с нефтепродуктами – от закупки топлива и его грузовой переработки на собственной нефтебазе до передачи в резервуары транспортных судов в портах Приморья (в частности, во Владивостоке, в Находке и Восточном). FESCO в качестве топливного агента организует снабжение собственного флота нефтепродуктами в иностранных портах и в рамках корпоративной централизации деятельности по обеспечению нефтепродуктами осуществляет снабжение собственных компаний в различных городах России. Нефтепродукты закупаются как у российских производителей с доставкой в место поставки, так и у региональных поставщиков и сбытовых компаний с доставкой сразу на борт судна или на береговые объекты.
В 2023 году FESCO оказывала услуги по бункеровке преимущественно собственным компаниям.
По итогам 2023 года объемы бункеровки выросли на 54 % к уровню 2022 года в связи с увеличением флота, расширением географии работы судов FESCO и составили 151 тыс. т.