Операционный обзор

Морские контейнерные перевозки

FESCO выполняет внутренние, импортные, экспортные и транзитные контейнерные перевозки, лидирует в области транспортировки контейнеров в Россию через Дальний Восток из стран Юго‑Восточной Азии, а также предлагает комплексные логистические услуги по перевозке опасных, негабаритных и сборных грузов, спецтехники и генеральных грузов. FESCO оперирует 19 внешнеторговыми и каботажными морскими линиями. География перевозок охватывает более 110 портов по всему миру.

На внешнеторговых линиях в 2023 году FESCO:

  • расширила географию морского сервиса FCXP на Дальнем Востоке, связывающего порты Китая и России – были добавлены прямые судозаходы в китайские порты Ляньюньган, Нанша, Далянь и Шаньтоу;
  • активно развивала запущенный в 2022 году сервис FVDL из основных портов Вьетнама (Хайфон, Хошимин) в Россию: было перевезено более 28 тыс. TEU, что в 2,4 раза больше, чем в 2022 году. Кроме того, увеличена частота отправок во Вьетнам с ежемесячных до еженедельных, а также в порту Хошимин организован логистический хаб, с помощью которого консолидируются контейнерные грузы из стран Юго‑Восточной Азии (Таиланда, Малайзии и др.) и затем отправляются в Россию линией FVDL;
  • благодаря расширению агентской сети в 2023 году запустила регулярные морские контейнерные сервисы из Бангладеш и Мьянмы во Владивосток с трансшипментом в портах Китайской Народной Республики и Вьетнама;
  • поставила собственный флот и расширила работу регулярного морского сервиса FBOL через Deep Sea, который соединил порты Китая, Индии и России (Санкт‑Петербург);
  • запустила два новых морских сервиса на Черном море, связывающих Новороссийск и Египет (FESCO Egypt Direct Line), а также Новороссийск и Индию (FESCO Indian Line).

На каботажных линиях в 2023 году FESCO:

  • произвела замену флота на более вместительные суда, что наряду с активной коммерческой работой позволило увеличить объем перевозок в 2023 году на 24 % по сравнению с 2022 годом, до 105 тыс. TEU;
  • обеспечила бесперебойную доставку необходимых грузов в дальневосточные районы России с ограниченными сроками навигации в рамках программы северного завоза: за 2023 календарный год FESCO доставила в Чукотский автономный округ более 1,5 тыс. TEU товаров народного потребления, стройматериалов, а также иных товаров первой необходимости, осуществив пять рейсов в тяжелых ледовых условиях;
  • запустила новый регулярный морской сервис по перевозке грузов между Санкт‑Петербургом и Калининградом – FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL). В 2023 году было перевезено 16,3 тыс. TEU грузов. Основная номенклатура груза – товары народного потребления, стройматериалы, бытовая техника.

Реализованные мероприятия позволили:

  • увеличить объемы перевозок на внешнеторговых сервисах на 23 % к уровню 2022 года, до 419 тыс. TEU;
  • увеличить объемы перевозок на каботажных сервисах на 24 % к уровню 2022 года, до 105 тыс. TEU.
Основные операционные результаты морских контейнерных перевозок, тыс. TEU
Показатель 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Объемы внешнеторговых линий 295 288 342 419 23
Объемы каботажных линий 80 81 84 105 24
Источник: данные Компании

Трамповые перевозки

FESCO осуществляет комплекс логистических решений, направленных на реализацию проектных и специальных перевозок, на собственном флоте.

Основные операционные показатели транспортного флота
Показатель 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Судо‑сутки в эксплуатации 6 503 6 236 6 931 8 470 22
Источник: данные Компании

В 2023 году FESCO:

  • развивала перевозки на специальных судах типа MPPОт англ. Multi-purpose vessel — многоцелевое судно. между Певеком, Находкой, странами Юго‑Восточной Азии и Китаем. В общей сложности перевезено более 84 тыс. т генерального груза и 1,6 тыс. TEU;
  • осуществила восемь рейсов в рамках развития перевозок по Северному морскому пути;
  • продолжила сотрудничество с Национальным центром полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии: дизель‑электроход «Василий Головнин» успешно завершил второй рейс в рамках нового пятилетнего контракта, доставив грузы на индийские научно‑исследовательские станции «Бхарати» и «Майтри».
8 470 +22 % к 2022 году судо‑суток
в эксплуатации по итогам 2023 года

Интермодальные сервисы

FESCO осуществляет интермодальные внутрироссийские, а также внешнеторговые (экспортные, импортные и транзитные) контейнерные перевозки.

В 2023 году FESCO продолжила развитие своих ключевых направлений и вышла на новые рынки:

  • запущен регулярный сервис из Новороссийска в Москву (станция Белый Раст) – FESCO Novorossiysk Shuttle. В рамках сервиса клиенты могут заказать автодоставку грузов со станции до собственного склада по Москве, а также оформить доставку в другие регионы России;
  • запущен регулярный сервис из Санкт‑Петербурга в Красноярск – FESCO Neva Enisey Shuttle. Сервис ориентирован на возросший спрос со стороны клиентов Группы из Северо‑Западного федерального округа на доставку грузов в Восточную Сибирь;
  • с целью расширения сети внутрироссийских направлений запущен интермодальный контейнерный маршрут из Москвы в Калининград через Санкт‑Петербург. Маршрут включает железнодорожную доставку из Москвы (станция Белый Раст) в Санкт‑Петербург (порт Бронка) в рамках нового поездного сервиса FESCO Moscow Baltic Shuttle;
  • запущен регулярный сервис из Владивостока в Иркутск – FESCO Irkutsk Shuttle. Сервис в первую очередь ориентирован на транспортировку в Иркутск импортных товаров, прибывающих в ВМТП из стран Восточной и Юго‑Восточной Азии;
  • запущен новый регулярный контейнерный поезд из Владивостока в Челябинск – FESCO Chelyabinsk Shuttle – с возможностью организации внутрироссийских перевозок и экспорта в страны Юго‑Восточной Азии;
  • запущен новый регулярный контейнерный поезд из Москвы в Омск – FESCO Irtysh Shuttle. Сервис ориентирован на возросший спрос со стороныклиентов Группы из Москвы и Московской области на ускоренную доставку грузов в Омскую область и соседние регионы Западной Сибири;
  • запущен проект FESCO Automotive по перевозке автомобилей и грузов автомобильной промышленности. FESCO доставляет автомобили, машинокомплекты и автозапчасти из Азии в Россию морскими, железнодорожными и интермодальными сервисами, осуществляет прием и погрузку автомобилей в контейнеры в Китае силами собственных офисов;
  • запущен проект FESCO Agro по перевозкам продукции агропромышленного сектора. FESCO осуществляет мультимодальные перевозки насыпных и наливных грузов на базе собственных сервисов и активов в экспортном, импортном и внутрироссийских направлениях через порты Дальнего Востока, Новороссийска и Санкт‑Петербурга.

Развитие новых сервисов, а также рост импортных сухопутных перевозок из Китая в Российскую Федерацию позволили FESCO увеличить объемы интермодальных перевозок на 118 тыс. TEU (+23 % относительно 2022 года).

Основные операционные результаты интермодальных перевозок, тыс. TEU
Показатель 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Объемы 393 465 507 625 23
Источник: данные Компании

Терминальная деятельность

FESCO оказывает стивидорные, сюрвейерские и транспортно‑экспедиционные услуги, включая погрузку и разгрузку судов, вагонов и грузовых автомобилей на базе собственной терминальной сети, в которую входят:

  • ВМТП – крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке России, который работает с различными видами грузов, включая контейнерные, сборные, навалочные и генеральные грузы, машины и большегрузные автомобили;
  • Терминал ФЕСКО Гайдамак, специализирующийся на переработке генеральных грузов, зерна, строительных материалов, пиломатериалов, автотехники экспортно‑импортного направления.
Основные операционные результаты ВМТП и Терминала ФЕСКО Гайдамак
Показатель 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Перевалка, всего, тыс. т 11 436 13 318 13 884 13 637 (2)
Перевалка контейнеров, тыс. TEU 672 757 768 859 12
Перевалка генеральных грузов, тыс. т 4 614 5 195 5 138 4 328 (16)
Перевалка средств транспорта, ед. 71 248 81 748 110 783 97 443 (12)
Перевалка нефтепродуктов, тыс. т 358 389 480 454 (5)
Источник: данные Компании

Крупнотоннажные контейнеры

Объем перевалки контейнеров увеличился на 91,3 тыс. TEU по сравнению с 2022 годом и составил 859 тыс. TEU. Рост грузооборота контейнерных грузов обеспечен своевременным увеличением собственных активов (контейнеры, флот, фитинговые платформы), активным взаимодействием со сторонними морскими перевозчиками и экспедиторскими компаниями, а также реализацией программы комплексного развития территории ПАО «ВМТП».

Генеральные и навалочные грузы

Объемы перевалки генеральных грузов снизились на 16 % и составили 4,3 млн т. Снижение обусловлено ориентацией Группы на контейнерные перевозки.

Средства транспорта

Перевалка автомобилей и техники уменьшилась на 12 %, до 97,4 тыс. единиц против 110,8 тыс. единиц в 2022 году. Снижение объемов перевалки обусловлено вводом ограничительных санкций со стороны Японии, а также повышением утилизационного сбора в Российской Федерации.

Количество обработанных судов (выгрузка и погрузка) увеличилось на 554 единицы, или на 25 %, по сравнению с 2022 годом и составило 2 796 единиц.

Основные производственные показатели ВМТП и Терминала ФЕСКО Гайдамак
Наименование показателя 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Количество обработанных судов (выгрузка/погрузка), ед. 2 377 1 670 2 242 2 796 25
Судозаходы, ед. 1 790 1 128 1 613 1 885 17
Среднесуточная производительность при обработке флота, тыс. т 31,25 35,42 36,72 36,12 (2)
Обработано единиц подвижного состава, тыс. ед. 210,5 222,0 224,4 217,5 (3)
Среднесуточная обработка вагонов, ед. 575 608 615 596 (3)
Источник: данные Компании

Сухие терминалы

Основные операционные результаты по сухим терминалам, тыс. TEU
Объем обработки контейнеров 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Новосибирск 90 101 117 116 (1)
Хабаровск 52 52 52 43 (17)
Томск 10 7 8 9 13
Итого 152 160 177 168 (5)
Источник: данные Компании

По итогам 2023 года объемы терминальной обработки сухих терминалов снизились на 5 % к уровню 2022 года и составили 168 тыс. TEU.

Значительное влияние на операционную деятельность терминалов оказали усилившиеся внешние ограничения со стороны ОАО «РЖД» в связи с приоритизацией отправки экспортных неконтейнерных грузов (уголь, нефтепродукты и пр.).

Маршруты через терминалы в Новосибирске и Хабаровске были перестроены в целях обеспечения роста эффективности операционной деятельности Группы:

  • запущен новый регулярный сервис из Новосибирска в Иркутск;
  • увеличены объем и доля в регулярных сервисах из Новосибирска в Хабаровск и Владивосток;
  • увеличены доля перевалки груженых контейнеров и объем приема груженых контейнеров с западных направлений.

Таким образом, при идентичном объеме перевалки контейнеров в 2023 году значительно увеличены операционная эффективность, выручка предприятия, коммерческая активность и география перевозок через Новосибирск.

Рефрижераторные перевозки

FESCO занимает ведущие позиции на рынке рефрижераторных перевозок и является единственным российским оператором, осуществляющим перевозки полностью на собственных активах.

В 2023 году Группа продолжила мероприятия по внедрению инновационных технологий перевозки грузов в условиях непрерывного сохранения и контроля температурного режима. Парк дизель‑генераторных контейнеров увеличен на 28 % к уровню 2022 года для целей расширения географии перевозок под растущие запросы клиентов.

В 2023 году FESCO продолжила развивать географию перевозок и выходить на новые рынки с достижением следующих объемов грузооборота:

  • из Турции в Новороссийск на новой линии FESCO Turkey Black Sea (FTBS) – 732 TEU;
  • из Египта в Новороссийск на новой линии FESCO Egypt Direct Line (FEDL) – 244 TEU;
  • из Санкт‑Петербурга в Калининград на новой линии FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL) – 412 TEU;
  • из Юго‑Восточной Азии в Санкт‑Петербург и обратно на линии FESCO Baltorient Line (FBOL) – 1 084 TEU.

В рамках реализации проекта «Рыбный шаттл» организованы комфортные условия перевозки из каботажных портов в порты Юго‑Восточной Азии, что позволило организовать стабильный грузопоток на данном направлении.

По итогам 2023 года объемы морских перевозок в рефрижераторных контейнерах выросли на 19 % к уровню 2022 года и составили 20,2 тыс. TEU.

Операционные показатели рефрижераторных перевозок, TEU
Показатель 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Объемы 9 952 11 362 17 004 20 219 19
Источник: данные Компании

Управление цепями поставок

FESCO Supply Chain осуществляет управление цепями поставок. FESCO сотрудничает с компаниями‑партнерами по всему миру, выступая в качестве 3PL‑провайдера. FESCO представляет интересы грузовладельцев в процессе транспортировки грузов, отвечает за их доставку, хранение и передачу грузополучателю. При этом используются собственные транспортные, терминальные, складские, погрузочные и другие собственные и привлеченные при необходимости активы.

В течение 2023 года FESCO продолжила развитие логистических сервисов Fesco Agro, Fesco Air, Fesco LCL (сборные грузы), Fesco Automotive и представленность Fesco Supply Chain на рынке России и за рубежом.

Ключевые события 2023 года в управлении цепями поставок:

  • организована отправка сборного груза на экспорт в Объединенные Арабские Эмираты (пилотный проект);
  • увеличен объем перевозок сборных грузов на каботажных направлениях: Сахалин, Магадан, Петропавловск‑Камчатский, Чукотка – и внутрироссийском железнодорожном направлении на 52 % по сравнению с 2022 годом;
  • более 100 т авиагрузов перевезено чартерными и регулярными авиарейсами в рамках проекта FESCO Air, что в четыре раза больше показателей 2022 года;
  • выполнена первая экспортная перевозка объемом 892 TEU из России в ЮАР;
  • доставлено оборудование для производственной линии завода, выпускающего фотоэлектрические модули в Новочебоксарске;
  • укреплена сеть внешних агентов для предоставления сервиса с широким покрытием географии (Австралия, Африка, Мексика).

FESCO активно развивает проект по перевозкам химических грузов в танк‑контейнерах в экспортно‑импортном и внутреннем сообщении. За 2023 год парк танк‑контейнеров в управлении Группы увеличился до 667 единиц: Компания нарастила арендованный парк до 317 единиц и сформировала собственный в количестве 350 танк‑контейнеров.

Проектная логистика

FESCO организует проектные перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза под ключ – от получения на заводе‑изготовителе до установки в пункте назначения в монтажное положение. Компания обеспечивает перевозку с соблюдением нормативных требований по прохождению груза по всему пути следования, в том числе через границы государств.

Увеличение портфеля контрактов с крупными клиентами, а также расширение присутствия на рынке перевозок крупнотоннажных и негабаритных грузов являются приоритетными направлениями развития бизнеса Компании.

За 2023 год перевезено более 275 тыс. т проектных грузов. Максимальный вес доставленного груза составлял 720 т с полным комплексом работ, включая подготовку инфраструктуры, временных причальных сооружений, связанных с доставкой оборудования. Были реализованы уникальные проекты по буксировке морских объектов массой от 56 тыс. до 93 тыс. т.

В 2023 году FESCO продолжила работу по управлению грузовым терминалом строящейся в Турецкой Республике АЭС «Аккую». На строительную площадку было доставлено более 35 тыс. т негабаритного и основного тяжеловесного оборудования корпуса реактора, парогенераторов и статора турбогенератора. Максимальный вес доставленного оборудования составлял 450 т.

В 2023 году FESCO реализовала ряд проектов по перемещению и установке тяжеловесных и негабаритных грузов в монтажное положение, монтажу технологических линий с выполнением комплекса пусконаладочных работ на строящихся предприятиях. Общий объем смонтированного оборудования на различных ключевых предприятиях превышает 2 тыс. т.

Бункеровка

FESCO оказывает полный комплекс услуг по операциям с нефтепродуктами – от закупки топлива и его грузовой переработки на собственной нефтебазе до передачи в резервуары транспортных судов в портах Приморья (в частности, во Владивостоке, в Находке и Восточном). FESCO в качестве топливного агента организует снабжение собственного флота нефтепродуктами в иностранных портах и в рамках корпоративной централизации деятельности по обеспечению нефтепродуктами осуществляет снабжение собственных компаний в различных городах России. Нефтепродукты закупаются как у российских производителей с доставкой в место поставки, так и у региональных поставщиков и сбытовых компаний с доставкой сразу на борт судна или на береговые объекты.

В 2023 году FESCO оказывала услуги по бункеровке преимущественно собственным компаниям.

По итогам 2023 года объемы бункеровки выросли на 54 % к уровню 2022 года в связи с увеличением флота, расширением географии работы судов FESCO и составили 151 тыс. т.

Основные операционные показатели бункеровочного комплекса, тыс. т
Показатель 2020 2021 2022 2023 Изменение 2023/2022, %
Объемы бункеровки 67 63 98 151 54
Источник: данные Компании