Цифровизация

В 2023 году FESCO реализовала большой спектр проектов в области цифровизации, что обеспечило возможность развития бизнеса Компании.

Основные вызовы в области цифровизации были связаны с обеспечением непрерывности деятельности FESCO в части вопросов, связанных с импортозамещением. При этом получили успешное развитие проекты, направленные на создание новых логистических решений и информационных систем. Реализовывались и инновационные проекты в рамках отдельно созданного направления Data Office.

На сегодняшний день IT‑подразделения FESCO – это команда, состоящая из более 280 сотрудников с основными центрами экспертизы в Москве и во Владивостоке и развернутыми офисами более чем в 17 городах России. Кроме этого, создаются центры компетенции и поддержки бизнеса в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Беларусь) и иностранных офисах.

В совокупности IТ‑подразделения обеспечивают поддержку и работу более 80 информационных систем для более чем 6,5 тыс. сотрудников Группы FESCO.

В соответствии с утвержденной цифровой стратегией приоритетными направлениями цифровизации в ближайшие годы будут следующие направления:

  • импортонезависимость и критическая информационная инфраструктура;
  • цифровая непрерывность;
  • модернизация цифровой архитектуры;
  • продолжение трансформации в цифрового экспедитора;
  • кибербезопасность.
Проекты цифровизации бизнеса

Личный кабинет клиента

Личный кабинет клиента MY.FESCO является порталом самообслуживания клиентов Компании.

Развитие этого сервиса – ключевое направление цифровизации в FESCO. Основная цель проекта – обеспечить возможность оказания услуги перевозки полностью в электронном формате. Работы по развитию портала позволили реализовать одно из лучших и наиболее функциональных решений на отраслевом рынке.

Приоритетными направлениями по развитию личного кабинета в 2023 году стали:

  • запуск личного кабинета ООО «Дальрефтранс» (Дальрефтранс);
  • договорная работа (расширение операторов электронного документооборота для подписания договоров, возможность заключения договоров с нерезидентами);
  • улучшение по трекингу в рамках порт – порт перевозок в экспорте и импорте;
  • расширение зоны покрытия оцифровки расчетов доставки по точке на карте;
  • расширение маршрутов в рамках процесса согласования возможности перевозки опасного груза;
  • реализован набор APIОт англ. Application Programming Interface — программный интерфейс приложения. для организации прямой интеграции с системами клиентов;
  • создание калькулятора генерального груза в каботаже.

Личный кабинет был открыт для клиентов в 2017 году в пилотном режиме и позволял оформлять заявки только на интермодальные перевозки в импортном направлении Юго‑Восточная Азия – Владивосток – Москва. Сегодня через личный кабинет можно подать заявку на перевозку по всем основным сервисам FESCO.

В 2023 году количество заявок через личный кабинет продолжило увеличиваться:

  • на 12,5 % увеличилось количество заявок, которые размещены через личный кабинет;
  • TEU‑эквивалент роста объемов по заявкам, оформленным через личный кабинет, составил 22 % по сравнению с 2022 годом;
  • за 2023 год через личный кабинет заключено более 2,8 тыс. договоров.
Рост объемов через личный кабинет в TEU‑эквиваленте, %

Сегодня MY.FESCO.com ежедневно посещают более 7,5 тыс. пользователей, что является рекордным значением.

Самые востребованные сервисы MY.FESCO для клиентов Компании:

  • оформление заявок на контейнерные перевозки с возможностью дублирования;
  • отслеживание транспортного и таможенного статусов процесса перевозки;
  • выгрузка скан‑образов бухгалтерских и транспортных документов – клиенты могут получать документы без контактов с менеджерами, запросов в почту и телефонных звонков;
  • проверка возможности перевозки опасного груза в импортном и транзитном направлениях;
  • заключение договоров;
  • проверка возможности перевозки опасного груза;
  • оформление таможенного транзита.

FESCO также продолжает развивать следующие дополнительные сервисы для клиентов:

  • сервис по связке переплат;
  • запрос и согласование актов сверки;
  • управление доступом пользователей по своей компании;
  • возможность заказать схему крепления опасного и неопасного груза в контейнере;
  • возможность предоставления обратной связи по качеству оказанного сервиса.

Производственные системы

В 2023 году FESCO продолжила уделять особое внимание развитию производственных систем.

ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»

В 2022 году была инициирована программа проектов по замене текущей производственной системы ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (ФИТ), состоящая из набора проектов по созданию взаимосвязанных функциональных модулей системы в рамках единой микросервисной архитектуры, построенной на базе платформы «1С:Предприятие 8».

В 2023 году в рамках проекта FMS. Управление перевозками, являющегося составной частью программы проектов, выполнялась реализация основного производственного модуля системы, автоматизирующего сквозной бизнес‑процесс организации, планирования и исполнения перевозок по заявкам клиентов, а также взаиморасчеты и формирование управленческой отчетности в рамках исполнения оперативного процесса.

Основной целью проекта является замена текущей производственной системы. При этом в ходе построения решения осуществляется не только автоматизация текущих бизнес‑процессов, но и их оптимизация с точки зрения реализации в системе, а использование современной отечественной технологической платформы позволяет не только повысить производительность ключевых операций, но исключить зависимость от санкционных рисков.

В ходе проекта в 2023 году выполнены работы по проектированию архитектуры системы: выстроена взаимосвязь объектов и модулей, разработана основная функциональность, а также интеграции системы с другими информационными системами Группы и ключевых партнеров. Жизнеспособность системы, а также корректность реализованного функционала подтверждаются успешно пройденными функциональными тестами, в который принимали участие будущие пользователи. Запуск системы в промышленную эксплуатацию запланирован на 2024 год.


Часть модулей будущей системы были успешно введены в промышленную эксплуатацию в 2023 году:

  • организация перевозки опасных грузов, включая предварительное согласование с участниками на всех этапах будущей перевозки;
  • релиз‑контроль – учет контейнерных расходов;
  • ремонт контейнеров – веб‑портал для организации ремонта контейнеров на терминалах и в депо с выбором оптимального поставщика по соотношению сроков/стоимости/качества ремонта;
  • операции контроля расходов – сбор и учет прямых расходов на перевозку с расчетом фактической себестоимости и маржинальности перевозок.

Модули выполнены в общей концепции программы FMS с соблюдением единой архитектуры и модели бизнес‑процессов, что позволяет органично интегрировать их с другими продуктами программы FMS и общим IТ‑ландшафтом Компании.


ООО «Дальрефтранс»

Особое внимание в 2023 году уделено развитию и цифровизации деятельности одного из ключевых активов FESCO – Дальрефтранс. В течение года существенно переработаны решения по цифровизации процессов деятельности компании:

  • подключение функций электронной коммерции для рефрижераторных перевозок в личном кабинете клиента;
  • реорганизация, упрощение и масштабирование функций тарификации;
  • организация трекинга контейнеров на железной дороге и на море;
  • организация контрольных механизмов, снижение человеческого фактора в корректности и своевременности отражения данных.

Дальрефтранс стал органичной частью цифровой экосистемы FESCO, а его клиенты смогли получать информационный сервис по единым стандартам Компании.

Развитие производственной системы Дальрефтранс совпало с активным ростом производственной деятельности, что, в свою очередь, способствовало развитию деятельности компании и увеличению клиентского спроса. В частности, показатель прироста клиентской активности в 2023 году по отношению к 2022 году составил:

  • 36 % – увеличение количества клиентских заявок на перевозку;
  • 25 % – увеличение клиентской базы.
Порт

ВМТП

FESCO уделяет большое внимание внедрению IT‑решений для оптимизации внутренних процессов ВМТП. Эксперты форума «Цифровая транспортация» в 2023 году по достоинству оценили управляющую систему порта ПАО «ВМТП» и отметили ее наградами в номинациях «Лучшая цифровая трансформация» и «Цифровой лидер года».

В ВМТП запущена первая в России система, в которой по принципу единого окна могут работать государственные регуляторы – ФТС России, ОАО «РЖД», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Это позволяет ускорить обработку документов и выпуск груза из порта в среднем в 16 раз, а также упрощает и оптимизирует работу сотрудников всех связанных ведомств. Цифровизация направлена на ускорение обработки груза и помогает ВМТП сохранять лидирующее место в России по контейнерообороту.

Основные результаты:

  • сокращение времени оформления экспортных поручений с 10 до 2 часов. В 2023 году 90 % всех поручений создано в информационной системе ВМТП и передано через электронный документооборот в ФТС России;
  • сокращение времени получения разрешений от таможни на проведение операций с 48 до 3 часов;
  • экономия времени при досмотрах и взвешивании контейнеров в три раза;
  • увеличение оборачиваемости экспортных контейнеров в 1,5 раза и сокращение сроков хранения контейнеров до 13,2 суток в 2023 году против 19,8 суток в 2022 году.

В 2023 году завершен проект «Мобильный Янтарь» (создание единой системы радиационного контроля на всей территории ВМТП) и реализована мобильная версия для таможни, позволяющая отмечать исполнение мер таможенного контроля, а также иметь доступ к истории грузов и таможенным декларациям по грузам в режиме реального времени.

Основные результаты:

  • отсутствие необходимости нахождения возле каждого средства радиационного контроля (СРК) тальмана для фиксации сработок СРК;
  • освобождение площадей для склада за счет демонтажа стационарных СРК;
  • минимизация человеческих контактов и снижение нагрузки на сотрудников ФТС России.

В 2023 году на ВМТП был автоматизирован склад хранения сборных грузов и реализовано адресное хранение. Интенсивность обработки сборных грузов увеличена в 1,5 раза.

В конце 2023 года завершился первый этап проекта «Умный и безопасный порт». Запущена видеоаналитика, которая определяет в автоматическом режиме силуэты, биометрию, опасные зоны, что позволяет автоматизировать процессы и минимизировать риски, связанные с производственной и транспортной безопасностью. Также был завершен пилот второго этапа, который продолжится в 2024 году. Проект позволил организовать контроль операций при погрузочно‑разгрузочных работах – автоматическое определение номера контейнера и повреждений с помощью алгоритмов искусственного интеллекта, а также локализацию груза и автоматическое определение места погрузки и разгрузки.

Диплом
Диплом

Автоматизация производственных компаний Казахстана

В связи с расширением FESCO и открытием новых направлений деятельности возникла необходимость оперативной и качественной автоматизации деятельности новых компаний. В качестве базовых решений для автоматизации выбраны собственные IT‑решения, реализованные в Группе. Это позволило минимизировать сроки автоматизации и предложить решения, учитывающие специфику и требования компаний. В 2023 году на основе таких решений реализованы проекты для компаний:

  • FESCO Dostyk Limited:
    • отправка контейнеров из Китайской Народной Республики с перегрузом в Казахстане;
    • автоматизированный контроль дислокации контейнера по всему маршруту следования из Китайской Народной Республики до станции назначения в Российской Федерации.
  • TОО «ФЕСКО Центральная Азия» – организация мультимодальной перевозки контейнеров в/из Казахстана.
Внутренняя цифровизация

Data Office

В 2023 году создан Data Office FESCO, который объединил в себе экспертизу бизнес‑аналитиков и инженеров данных, а также включает:

  • инструменты продвинутой аналитики и машинного обучения;
  • создание защищенного эталонного хранилища данных Группы;
  • контроль достоверности и целостности информации во всех системах;
  • гибкие BI‑решения, бизнес‑глоссарий и управление нормативно‑справочной информацией;
  • систему мониторинга и оповещения о ключевых событиях.

Развернута корпоративная платформа данных и сконфигурированы сервисы для обеспечения изолированной среды разработки и мониторинга, разработана целевая архитектура данных для аналитики, что дает возможность масштабировать аналитику и управлять ее сложностью в условиях постоянного увеличения объема и разнообразия данных.

BI‑система, аналитика и искусственный интеллект:

  • начаты крупные комплексные проекты по развитию отчетности в рамках единой доменно‑ориентированной архитектуры, что дает фундамент для унификации аналитической отчетности и повышения ее доступности;
  • развернута новая российская BI‑система, начат перенос аналитических отчетов на отечественное программное обеспечение;
  • проведен «пилот» по прогнозированию на основе моделей машинного обучения по выводу рабочих смен ВМТП, где был выявлен потенциал увеличения грузооборота на контейнер до 14 %;
  • реализуется проект по оптимизации расстановки груза в порту;
  • инициирован проект для HR‑блока по подбору и адаптации персонала.

Карта активов FESCO

Разработана интерактивная карта FESCO, которая позволяет в режиме реального времени увидеть все активы Группы: передвижение поездных сервисов и судов, автомобили, расположение филиалов и терминалов. Также есть возможность подключиться к камерам на терминале в режиме реального времени.

Цифровые сервисы для сотрудников FESCO

В 2023 году FESCO успешно завершила проект по переводу сотрудников Группы на кадровый электронный документооборот.

Предпосылками для быстрого запуска стали:

  • максимальное сохранение текущего IТ‑ландшафта;
  • полное управление проекта силами IТ;
  • высокая степень автоматизации кадровых сервисов на момент старта проекта.

Было принято решение подключить внешний сервис, встроив его в текущий ландшафт, который будет обеспечивать площадку для подписания кадровых документов с помощью электронной цифровой подписи. В организационный периметр включили те организации, где числятся сотрудники. В функциональный периметр вошли практически все кадровые документы (более 95 %).

Управление всеми блоками проекта велось силами IТ FESCO. Проект реализовывался с минимальным количеством ресурсов, в том числе благодаря высокой степени автоматизации кадровых сервисов на момент старта проекта.


Результаты проекта:

  • 26 организаций FESCO перешли на электронный документооборот в сфере трудовых отношений между сотрудниками и работодателем;
  • более 80 % сотрудников теперь подписывают документы в цифровом формате, в том числе производственный персонал;
  • бумажный документооборот снижен более чем на 40 тыс. документов;
  • запущено более 10 новых кадровых сервисов, в том числе через чат‑бот в «Телеграме»;
  • сокращены трудозатраты и сроки подписания кадровых документов;
  • унифицированы стандарты и правила оформления кадровых запросов, в том числе со стороны бизнеса.
Цифровая инфраструктура
  • Антисанкционные мероприятия

    В 2023 году FESCO в связи с международной обстановкой наряду с инфраструктурными проектами продолжила работы по противодействию санкционным ограничениям. На основании проработанных ранее решений завершен ряд проектов для их снижения:

    • завершен процесс миграции всей электронной почты FESCO в российский облачный сервис;
    • запущен облачный портал в российском центре обработки данных, обеспечен перенос данных подразделений с сохранением прав доступа;
    • успешно интегрирована российская система видео‑конференц‑связи;
    • закуплено и внедрено российское оборудование для обеспечения стабильной работы фронт‑офиса;
    • внедрен сервис печати от российского производителя, позволяющий выполнять мониторинг офисной техники и предоставлять возможность защищенной печати по пропускам сотрудников;
    • закуплено и введено в эксплуатацию 400 ноутбуков отечественного производства.

Комплекс решений позволяет Компании стабильно работать в текущих условиях.

  • Реализован проект оснащения колесной техники ВМТП комплектом оборудования, обеспечивающего единую точку подключения всего производственного IТ‑оборудования.
  • Модернизация IТ‑инфраструктуры и IТ‑поддержка флота FESCO.
  • Импортозамещение

    В 2023 году проработан подход к реализации программы импортозамещения. Проведен выбор подрядчика, подготовлены проекты договоров, а рамках которых будет проведен аудит FESCO по ряду направлений и подготовлена дорожная карта. Комплекс работ включает в себя проведение пилотных проектов:

    • IТ‑инфраструктура;
    • информационная безопасность (ИБ‑инфраструктура);
    • системное программное обеспечение;
    • типовое автоматизированное рабочее место (офисное программное обеспечение);
    • АСУ ТП инженерных систем;
    • системы связи;
    • бизнес‑приложения.
  • Развитие филиальной сети и офисов

    FESCO продолжает активно развиваться, открывает новые офисы, проводит модернизацию текущих:

    • открыты новые офисы в Екатеринбурге и Калининграде;
    • модернизированы сети в Новосибирске и во Владивостоке.
  • FESCO активно развивалась, поддерживала и модернизировала оборудование, организовывала новые рабочие места – в 2023 году было настроено около 1 тыс. рабочих мест, обработано более 150 тыс. обращений в службу технической поддержки по инфраструктуре и информационным системам.

Для повышения конкурентных преимуществ и развития информатизации на флоте FESCO запустила проект модернизации IТ‑инфраструктуры и поддержки флота. На текущий момент реализованы следующие этапы:

  • проведен IТ‑аудит 27 судов. По результатам подготовлено техническое задание подрядчику для строительства или модернизации сети структурированной кабельной системы в зависимости от текущего состояния;
  • организована закупка современного сетевого оборудования и пользовательских ПК;
  • на всех судах настроен доступ в корпоративную систему ServiceDesk для оперативного решения IТ‑запросов экипажа;
  • завершаются работы по обеспечению всех судов высокоскоростным доступом в интернет в прибрежной зоне (до 50 км) с помощью 4G‑мультироутера, а также безлимитный спутниковый интернет VSAT;
  • выстроен процесс регулярного IТ‑аудита в соответствии с судозаходами в порты обслуживания.
Цифровая инфраструктура
Кибербезопасность

Ухудшение мировой геополитической ситуации в 2023 году привело к продолжению роста киберугроз в цифровом пространстве.

Многие российские компании подверглись массированным кибератакам со стороны сети интернет. Зафиксирован рост зловредного воздействия и на информационную инфраструктуру FESCO: по сравнению с 2022 годом в 1,5 раза увеличилось количество сетевых атак и в три раза возросло количество попыток вирусных заражений.

С целью снижения киберрисков FESCO усиливает безопасность периметра корпоративной сети, а также совершенствует процессы выявления и устранения уязвимостей в своей информационной инфраструктуре.

В 2023 году осуществлено обследование процессов обеспечения безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах, и получена оценка достаточности применяемых защитных мер. Также было проведено тестирование устойчивости к проникновению в корпоративную сеть методом моделирования атаки злоумышленника. Комплекс средств кибербезопасности пополнился рядом эффективных решений, в том числе сканером уязвимостей, выявляющим угрозы на периметре корпоративной сети, средствами усиленной защиты системы корпоративный почты от несанкционированного доступа со стороны внешнего злоумышленника, а также механизмом недопущения использования паролей с высоким риском компрометации. Новые внедрения позволяют значительно усилить защиту информационной инфраструктуры от злонамеренного воздействия, снижая риски деструктивного влияния на штатную работу цифровых сервисов FESCO.