Цифровизация
В 2023 году FESCO реализовала большой спектр проектов в области цифровизации, что обеспечило возможность развития бизнеса Компании.
Основные вызовы в области цифровизации были связаны с обеспечением непрерывности деятельности FESCO в части вопросов, связанных с импортозамещением. При этом получили успешное развитие проекты, направленные на создание новых логистических решений и информационных систем. Реализовывались и инновационные проекты в рамках отдельно созданного направления Data Office.
На сегодняшний день IT‑подразделения FESCO – это команда, состоящая из более 280 сотрудников с основными центрами экспертизы в Москве и во Владивостоке и развернутыми офисами более чем в 17 городах России. Кроме этого, создаются центры компетенции и поддержки бизнеса в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Беларусь) и иностранных офисах.
В совокупности IТ‑подразделения обеспечивают поддержку и работу более 80 информационных систем для более чем 6,5 тыс. сотрудников Группы FESCO.
В соответствии с утвержденной цифровой стратегией приоритетными направлениями цифровизации в ближайшие годы будут следующие направления:
- импортонезависимость и критическая информационная инфраструктура;
- цифровая непрерывность;
- модернизация цифровой архитектуры;
- продолжение трансформации в цифрового экспедитора;
- кибербезопасность.
Личный кабинет клиента
Личный кабинет клиента MY.FESCO является порталом самообслуживания клиентов Компании.
Развитие этого сервиса – ключевое направление цифровизации в FESCO. Основная цель проекта – обеспечить возможность оказания услуги перевозки полностью в электронном формате. Работы по развитию портала позволили реализовать одно из лучших и наиболее функциональных решений на отраслевом рынке.
Приоритетными направлениями по развитию личного кабинета в 2023 году стали:
- запуск личного кабинета ООО «Дальрефтранс» (Дальрефтранс);
- договорная работа (расширение операторов электронного документооборота для подписания договоров, возможность заключения договоров с нерезидентами);
- улучшение по трекингу в рамках порт – порт перевозок в экспорте и импорте;
- расширение зоны покрытия оцифровки расчетов доставки по точке на карте;
- расширение маршрутов в рамках процесса согласования возможности перевозки опасного груза;
- реализован набор APIОт англ. Application Programming Interface — программный интерфейс приложения. для организации прямой интеграции с системами клиентов;
- создание калькулятора генерального груза в каботаже.
Личный кабинет был открыт для клиентов в 2017 году в пилотном режиме и позволял оформлять заявки только на интермодальные перевозки в импортном направлении Юго‑Восточная Азия – Владивосток – Москва. Сегодня через личный кабинет можно подать заявку на перевозку по всем основным сервисам FESCO.
В 2023 году количество заявок через личный кабинет продолжило увеличиваться:
- на 12,5 % увеличилось количество заявок, которые размещены через личный кабинет;
- TEU‑эквивалент роста объемов по заявкам, оформленным через личный кабинет, составил 22 % по сравнению с 2022 годом;
- за 2023 год через личный кабинет заключено более 2,8 тыс. договоров.
Сегодня MY.FESCO.com ежедневно посещают более 7,5 тыс. пользователей, что является рекордным значением.
FESCO также продолжает развивать следующие дополнительные сервисы для клиентов:
- сервис по связке переплат;
- запрос и согласование актов сверки;
- управление доступом пользователей по своей компании;
- возможность заказать схему крепления опасного и неопасного груза в контейнере;
- возможность предоставления обратной связи по качеству оказанного сервиса.
Производственные системы
В 2023 году FESCO продолжила уделять особое внимание развитию производственных систем.
ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»
В 2022 году была инициирована программа проектов по замене текущей производственной системы ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (ФИТ), состоящая из набора проектов по созданию взаимосвязанных функциональных модулей системы в рамках единой микросервисной архитектуры, построенной на базе платформы «1С:Предприятие 8».
В 2023 году в рамках проекта FMS. Управление перевозками, являющегося составной частью программы проектов, выполнялась реализация основного производственного модуля системы, автоматизирующего сквозной бизнес‑процесс организации, планирования и исполнения перевозок по заявкам клиентов, а также взаиморасчеты и формирование управленческой отчетности в рамках исполнения оперативного процесса.
Основной целью проекта является замена текущей производственной системы. При этом в ходе построения решения осуществляется не только автоматизация текущих бизнес‑процессов, но и их оптимизация с точки зрения реализации в системе, а использование современной отечественной технологической платформы позволяет не только повысить производительность ключевых операций, но исключить зависимость от санкционных рисков.
В ходе проекта в 2023 году выполнены работы по проектированию архитектуры системы: выстроена взаимосвязь объектов и модулей, разработана основная функциональность, а также интеграции системы с другими информационными системами Группы и ключевых партнеров. Жизнеспособность системы, а также корректность реализованного функционала подтверждаются успешно пройденными функциональными тестами, в который принимали участие будущие пользователи. Запуск системы в промышленную эксплуатацию запланирован на 2024 год.
Модули выполнены в общей концепции программы FMS с соблюдением единой архитектуры и модели бизнес‑процессов, что позволяет органично интегрировать их с другими продуктами программы FMS и общим IТ‑ландшафтом Компании.
ООО «Дальрефтранс»
Особое внимание в 2023 году уделено развитию и цифровизации деятельности одного из ключевых активов FESCO – Дальрефтранс. В течение года существенно переработаны решения по цифровизации процессов деятельности компании:
- подключение функций электронной коммерции для рефрижераторных перевозок в личном кабинете клиента;
- реорганизация, упрощение и масштабирование функций тарификации;
- организация трекинга контейнеров на железной дороге и на море;
- организация контрольных механизмов, снижение человеческого фактора в корректности и своевременности отражения данных.
Дальрефтранс стал органичной частью цифровой экосистемы FESCO, а его клиенты смогли получать информационный сервис по единым стандартам Компании.
Развитие производственной системы Дальрефтранс совпало с активным ростом производственной деятельности, что, в свою очередь, способствовало развитию деятельности компании и увеличению клиентского спроса. В частности, показатель прироста клиентской активности в 2023 году по отношению к 2022 году составил:
- 36 % – увеличение количества клиентских заявок на перевозку;
- 25 % – увеличение клиентской базы.
ВМТП
FESCO уделяет большое внимание внедрению IT‑решений для оптимизации внутренних процессов ВМТП. Эксперты форума «Цифровая транспортация» в 2023 году по достоинству оценили управляющую систему порта ПАО «ВМТП» и отметили ее наградами в номинациях «Лучшая цифровая трансформация» и «Цифровой лидер года».
В ВМТП запущена первая в России система, в которой по принципу единого окна могут работать государственные регуляторы – ФТС России, ОАО «РЖД», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Это позволяет ускорить обработку документов и выпуск груза из порта в среднем в 16 раз, а также упрощает и оптимизирует работу сотрудников всех связанных ведомств. Цифровизация направлена на ускорение обработки груза и помогает ВМТП сохранять лидирующее место в России по контейнерообороту.
Основные результаты:
- сокращение времени оформления экспортных поручений с 10 до 2 часов. В 2023 году 90 % всех поручений создано в информационной системе ВМТП и передано через электронный документооборот в ФТС России;
- сокращение времени получения разрешений от таможни на проведение операций с 48 до 3 часов;
- экономия времени при досмотрах и взвешивании контейнеров в три раза;
- увеличение оборачиваемости экспортных контейнеров в 1,5 раза и сокращение сроков хранения контейнеров до 13,2 суток в 2023 году против 19,8 суток в 2022 году.
В 2023 году завершен проект «Мобильный Янтарь» (создание единой системы радиационного контроля на всей территории ВМТП) и реализована мобильная версия для таможни, позволяющая отмечать исполнение мер таможенного контроля, а также иметь доступ к истории грузов и таможенным декларациям по грузам в режиме реального времени.
Основные результаты:
- отсутствие необходимости нахождения возле каждого средства радиационного контроля (СРК) тальмана для фиксации сработок СРК;
- освобождение площадей для склада за счет демонтажа стационарных СРК;
- минимизация человеческих контактов и снижение нагрузки на сотрудников ФТС России.
В 2023 году на ВМТП был автоматизирован склад хранения сборных грузов и реализовано адресное хранение. Интенсивность обработки сборных грузов увеличена в 1,5 раза.
В конце 2023 года завершился первый этап проекта «Умный и безопасный порт». Запущена видеоаналитика, которая определяет в автоматическом режиме силуэты, биометрию, опасные зоны, что позволяет автоматизировать процессы и минимизировать риски, связанные с производственной и транспортной безопасностью. Также был завершен пилот второго этапа, который продолжится в 2024 году. Проект позволил организовать контроль операций при погрузочно‑разгрузочных работах – автоматическое определение номера контейнера и повреждений с помощью алгоритмов искусственного интеллекта, а также локализацию груза и автоматическое определение места погрузки и разгрузки.
Автоматизация производственных компаний Казахстана
В связи с расширением FESCO и открытием новых направлений деятельности возникла необходимость оперативной и качественной автоматизации деятельности новых компаний. В качестве базовых решений для автоматизации выбраны собственные IT‑решения, реализованные в Группе. Это позволило минимизировать сроки автоматизации и предложить решения, учитывающие специфику и требования компаний. В 2023 году на основе таких решений реализованы проекты для компаний:
- FESCO Dostyk Limited:
- отправка контейнеров из Китайской Народной Республики с перегрузом в Казахстане;
- автоматизированный контроль дислокации контейнера по всему маршруту следования из Китайской Народной Республики до станции назначения в Российской Федерации.
- TОО «ФЕСКО Центральная Азия» – организация мультимодальной перевозки контейнеров в/из Казахстана.
Data Office
В 2023 году создан Data Office FESCO, который объединил в себе экспертизу бизнес‑аналитиков и инженеров данных, а также включает:
- инструменты продвинутой аналитики и машинного обучения;
- создание защищенного эталонного хранилища данных Группы;
- контроль достоверности и целостности информации во всех системах;
- гибкие BI‑решения, бизнес‑глоссарий и управление нормативно‑справочной информацией;
- систему мониторинга и оповещения о ключевых событиях.
Развернута корпоративная платформа данных и сконфигурированы сервисы для обеспечения изолированной среды разработки и мониторинга, разработана целевая архитектура данных для аналитики, что дает возможность масштабировать аналитику и управлять ее сложностью в условиях постоянного увеличения объема и разнообразия данных.
BI‑система, аналитика и искусственный интеллект:
- начаты крупные комплексные проекты по развитию отчетности в рамках единой доменно‑ориентированной архитектуры, что дает фундамент для унификации аналитической отчетности и повышения ее доступности;
- развернута новая российская BI‑система, начат перенос аналитических отчетов на отечественное программное обеспечение;
- проведен «пилот» по прогнозированию на основе моделей машинного обучения по выводу рабочих смен ВМТП, где был выявлен потенциал увеличения грузооборота на контейнер до 14 %;
- реализуется проект по оптимизации расстановки груза в порту;
- инициирован проект для HR‑блока по подбору и адаптации персонала.
Карта активов FESCO
Разработана интерактивная карта FESCO, которая позволяет в режиме реального времени увидеть все активы Группы: передвижение поездных сервисов и судов, автомобили, расположение филиалов и терминалов. Также есть возможность подключиться к камерам на терминале в режиме реального времени.
Цифровые сервисы для сотрудников FESCO
В 2023 году FESCO успешно завершила проект по переводу сотрудников Группы на кадровый электронный документооборот.
Предпосылками для быстрого запуска стали:
- максимальное сохранение текущего IТ‑ландшафта;
- полное управление проекта силами IТ;
- высокая степень автоматизации кадровых сервисов на момент старта проекта.
Было принято решение подключить внешний сервис, встроив его в текущий ландшафт, который будет обеспечивать площадку для подписания кадровых документов с помощью электронной цифровой подписи. В организационный периметр включили те организации, где числятся сотрудники. В функциональный периметр вошли практически все кадровые документы (более 95 %).
Управление всеми блоками проекта велось силами IТ FESCO. Проект реализовывался с минимальным количеством ресурсов, в том числе благодаря высокой степени автоматизации кадровых сервисов на момент старта проекта.
Для повышения конкурентных преимуществ и развития информатизации на флоте FESCO запустила проект модернизации IТ‑инфраструктуры и поддержки флота. На текущий момент реализованы следующие этапы:
- проведен IТ‑аудит 27 судов. По результатам подготовлено техническое задание подрядчику для строительства или модернизации сети структурированной кабельной системы в зависимости от текущего состояния;
- организована закупка современного сетевого оборудования и пользовательских ПК;
- на всех судах настроен доступ в корпоративную систему ServiceDesk для оперативного решения IТ‑запросов экипажа;
- завершаются работы по обеспечению всех судов высокоскоростным доступом в интернет в прибрежной зоне (до 50 км) с помощью 4G‑мультироутера, а также безлимитный спутниковый интернет VSAT;
- выстроен процесс регулярного IТ‑аудита в соответствии с судозаходами в порты обслуживания.
Ухудшение мировой геополитической ситуации в 2023 году привело к продолжению роста киберугроз в цифровом пространстве.
Многие российские компании подверглись массированным кибератакам со стороны сети интернет. Зафиксирован рост зловредного воздействия и на информационную инфраструктуру FESCO: по сравнению с 2022 годом в 1,5 раза увеличилось количество сетевых атак и в три раза возросло количество попыток вирусных заражений.
С целью снижения киберрисков FESCO усиливает безопасность периметра корпоративной сети, а также совершенствует процессы выявления и устранения уязвимостей в своей информационной инфраструктуре.
В 2023 году осуществлено обследование процессов обеспечения безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах, и получена оценка достаточности применяемых защитных мер. Также было проведено тестирование устойчивости к проникновению в корпоративную сеть методом моделирования атаки злоумышленника. Комплекс средств кибербезопасности пополнился рядом эффективных решений, в том числе сканером уязвимостей, выявляющим угрозы на периметре корпоративной сети, средствами усиленной защиты системы корпоративный почты от несанкционированного доступа со стороны внешнего злоумышленника, а также механизмом недопущения использования паролей с высоким риском компрометации. Новые внедрения позволяют значительно усилить защиту информационной инфраструктуры от злонамеренного воздействия, снижая риски деструктивного влияния на штатную работу цифровых сервисов FESCO.